1
УДК 784.1:316.73
Университетский хор
как динамическая социокультурная система
© С.Г. Галаганова, Е.В. Аликина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Университетский хоровой коллектив рассмотрен в качестве целостной динамиче-
ской социокультурной системы. Исследование ее «входов» и «выходов» позволило
установить ряд типологических взаимозависимостей между феноменом любитель-
ской хоровой культуры и двумя основными моделями общественного жизнеустрой-
ства. С этой же целью осуществлён краткий экскурс в историю хорового пения
в России.
Ключевые слова:
хор, университетский хор, любительский хор, хоровое пение, хоро-
вая культура, социокультурная система
В качестве объекта исследования любительский хоровой коллектив
является одной из подсистем ряда других, более обширных систем —
культурно-цивилизационной, духовной, социально-экономической,
социально-политической, социально-психологической. Между тем
в подавляющем большинстве научных работ он по-прежнему рассма-
тривается как феномен исключительно культурно-музыкальный. Для
осуществления системного, целостного подхода к университетскому
хору как комплексному, многогранному явлению необходимо взаимо-
действие музыкантов и ученых-гуманитариев, попытка которого пред-
принята в данной статье.
В настоящее время эвристическая активность всех, кто интересу-
ется проблемами функционирования и развития хоровой самодеятель-
ности, сосредоточена в рамках двух основных направлений — ис-
кусствоведческого и воспитательного. Музыкантами и музыковедами
подробно изучены технологии «собирания» голосов в единый вокаль-
ный ансамбль, вопросы руководства различными типами хоров, про-
блемы теории, методики и практики хорового исполнительства. Пе-
дагоги и обществоведы досконально проанализировали все аспекты
воздействия хорового пения на личность. Между тем поющее студен-
ческое сообщество принадлежит не только музыкальной культуре,
а его социальные функции не исчерпываются воспитательными.
Следует признать, что в последние годы в роли исследователей хо-
рового искусства все чаще выступают философы, культурологи и даже
богословы [2, 3, 5]. Однако эти вылазки на сопредельные междисципли-
нарные территории сами по себе не способны придать исследованию