7
другу в беде, и это ощущение дружеской защищенности сохраняется
на всю жизнь. (Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что все это воз-
можно лишь в самодеятельном коллективе, основанном, в отличие от
профессионального, на монашеском принципе нестяжания.)
Едва ли не самый тонкий христианский апологет ХХ века, Г.К. Че-
стертон обратил внимание на типологическое подобие любительского
хорового пения соборной молитве. Одно из проявлений антиобщин-
ного, а следовательно, антихристианского характера западного обще-
ства он видел в том, что люди «совсем перестали петь хором, … по-
видимому, исходя из неразумной … мысли, что пение — искусство»
[4, с. 257]. Да, когда-то в Англии, как и в России, хоровое пение было
частью коммунитарного образа жизни. «Мне приятно представлять, —
пишет Честертон, — как мои предки, немолодые почтенные люди,
сидят вокруг стола и признаются хором, что никогда не забудут ста-
рых дней, или старых друзей, … или заверяют, что умрут во славу Ан-
глии…» [4, с. 257]. Представлять эту «светскую молитву» богослову
приятно, потому что, подобно молитве церковной, она способна воз-
вышать и роднить человеческие души. Good old chorus (добрый старый
хор) исчез на Западе вместе с наступлением времени, когда люди стали
одалживать деньги под процент.
Сказанное, разумеется, не означает, что любительское хоровое пе-
ние ушло из жизни конкурентного общества. Напротив, сегодня мы
наблюдаем рост его популярности, и это свидетельствует о том, что
глубинные, жизненно важные потребности человеческого духа проби-
ваются, как деревья сквозь асфальт, через любые общественные систе-
мы и политические режимы; что человек задуман как существо собор-
ное, с поющей душой, а человечество — как всеобщее братство, и если
бы «парни всей земли» и впрямь когда-нибудь запели хором, наш мир
стал бы более благополучным.
Пока же этого не произошло, имеет смысл понаблюдать, как «рас-
творяются» в хоровом пении этнические, религиозные, идеологиче-
ские, политические и прочие межличностные противоречия; как каж-
дый поющий индивид становится «хоровой личностью», незаметно
поднимаясь на уровень, недостижимый в одиночку; как в процессе
коллективного творчества рождается качественно новое целое, несво-
димое к простой сумме своих частей. Результаты наблюдения могут
послужить «информацией к размышлению» при обсуждении многих
проблем современного обществознания, например, проблемы опти-
мального общественного устройства (ибо последняя есть ни что иное,
как поиск наиболее адекватного способа совместного существования
людей), или проблемы социального управления (ибо его технологии
Университетский хор как динамическая социокультурная система