Университетский хор как динамическая социокультурная система - page 7

7
другу в беде, и это ощущение дружеской защищенности сохраняется
на всю жизнь. (Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что все это воз-
можно лишь в самодеятельном коллективе, основанном, в отличие от
профессионального, на монашеском принципе нестяжания.)
Едва ли не самый тонкий христианский апологет ХХ века, Г.К. Че-
стертон обратил внимание на типологическое подобие любительского
хорового пения соборной молитве. Одно из проявлений антиобщин-
ного, а следовательно, антихристианского характера западного обще-
ства он видел в том, что люди «совсем перестали петь хором, … по-
видимому, исходя из неразумной … мысли, что пение — искусство»
[4, с. 257]. Да, когда-то в Англии, как и в России, хоровое пение было
частью коммунитарного образа жизни. «Мне приятно представлять, —
пишет Честертон, — как мои предки, немолодые почтенные люди,
сидят вокруг стола и признаются хором, что никогда не забудут ста-
рых дней, или старых друзей, … или заверяют, что умрут во славу Ан-
глии…» [4, с. 257]. Представлять эту «светскую молитву» богослову
приятно, потому что, подобно молитве церковной, она способна воз-
вышать и роднить человеческие души. Good old chorus (добрый старый
хор) исчез на Западе вместе с наступлением времени, когда люди стали
одалживать деньги под процент.
Сказанное, разумеется, не означает, что любительское хоровое пе-
ние ушло из жизни конкурентного общества. Напротив, сегодня мы
наблюдаем рост его популярности, и это свидетельствует о том, что
глубинные, жизненно важные потребности человеческого духа проби-
ваются, как деревья сквозь асфальт, через любые общественные систе-
мы и политические режимы; что человек задуман как существо собор-
ное, с поющей душой, а человечество — как всеобщее братство, и если
бы «парни всей земли» и впрямь когда-нибудь запели хором, наш мир
стал бы более благополучным.
Пока же этого не произошло, имеет смысл понаблюдать, как «рас-
творяются» в хоровом пении этнические, религиозные, идеологиче-
ские, политические и прочие межличностные противоречия; как каж-
дый поющий индивид становится «хоровой личностью», незаметно
поднимаясь на уровень, недостижимый в одиночку; как в процессе
коллективного творчества рождается качественно новое целое, несво-
димое к простой сумме своих частей. Результаты наблюдения могут
послужить «информацией к размышлению» при обсуждении многих
проблем современного обществознания, например, проблемы опти-
мального общественного устройства (ибо последняя есть ни что иное,
как поиск наиболее адекватного способа совместного существования
людей), или проблемы социального управления (ибо его технологии
Университетский хор как динамическая социокультурная система
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11
Powered by FlippingBook