9
В период надвигавшейся военной опасности и связанного с ней массо-
вого патриотического подъема, как и в последующие годы войны, vox
civitas и vox humana (глас людей) звучали в унисон.
В послепобедной тишине стал более тихим и голос русского хора.
Общественно-политическая атмосфера тех лет востребовала хоровые
аранжировки народных песен и городских романсов с их лиризмом
и задушевными песенными интонациями. Эта тенденция ярко прояви-
лась в творчестве Государственного русского хора под управлением
А.В. Свешникова, необычайно популярного в 1940-е годы. Заворажи-
вающая красота свешниковской обработки «Вечернего звона» стала
символом этого «человеческого голоса», пробившегося сквозь грохот
музыкального официоза.
«Народным гласом» хоровое пение вновь стало во второй полови-
не 1950-х годов, что нашло отражение и в создании Хорового обще-
ства, и в кантатно-ораториальных произведениях Георгия Свиридова,
требовавших не только большого числа исполнителей, но и большой,
общенародной аудитории, и в обращении к хоровой музыке лучших
советских композиторов самых разных направлений. Однако к концу
1960-х годов ораториальный стиль вновь утратил свою актуальность.
Кончина в 1973 году руководителя Республиканской русской хоровой
капеллы А.А. Юрлова ознаменовала конец «эпохи большого хора»,
хора гражданского звучания.
Социально-благополучные и политически-спокойные 1970-е годы
стимулировали «камерный хоровой Ренессанс», своеобразным симво-
лом которого стал Московский камерный хор под управлением Вла-
димира Минина. На волне популярности камерного музицирования
с присущими ему тонкостью, гибкостью, выразительностью в стране
возникает много новых, относительно небольших любительских кол-
лективов «западного» типа. Не утрачивая традиционного русского пол-
нозвучия, эти хоры стремились обрести не столько силу звука, сколько
богатство его оттенков, максимальное единство манеры звуковедения.
В хоровой репертуар вновь вернулась сначала западноевропейская,
а потом и русская духовная музыка. Вместе с художественной прозой,
поэзией и драматургией тех лет любительское пение обратилось к те-
матике «внутреннего человека» со всем многообразием человеческих
чувств и переживаний. Место крупномасштабных, «фресковых» про-
изведений заняли утонченно-филигранные хоровые миниатюры (что
нашло яркое отражение в деятельности хора «Гаудеамус», созданного
В.Л. Живовым в МВТУ имени Н.Э. Баумана в 1968 году).
Этот исторический экскурс понадобился нам для того, чтобы об-
ратить внимание на один существенный факт:
вся «доперестроечная»
Университетский хор как динамическая социокультурная система