10
история нашей страны есть история традиционного, соборного,
«хорового» социума (выступавшего на разных исторических эта-
пах в различных политических «одеждах»).
В отличие от стран За-
пада, разрыва общинных связей у нас не произошло ни в конце XIX,
ни в начале XX веков. Реформа Столыпина потерпела неудачу; раз-
витие капиталистических отношений не успело разрушить соборно-
го общественного уклада — оно лишь вызвало массовое недовольство
и спровоцировало революцию; последняя тоже не успела уничтожить
традиционное российское общество в «мировом революционном пожа-
ре» — социальное равенство и общие, всем понятные цели еще более
укрепили в 1930-е годы солидарные общественные связи. Мощным объ-
единяющим фактором было православие — религия общинности, ра-
венства, нестяжательства (не утратившая реального влияния и в совет-
ский период в силу своей созвучности социалистической идеологии).
Радикальная трансформация коммунитарного уклада началась лишь
в 1990-х годах, став началом кризиса хорового искусства. Хоровые
коллективы лишились былой государственной поддержки; хоровое пе-
ние стало ассоциироваться с чем-то казенно-официозным, репрессив-
но-тоталитарным. К концу столетия впервые за всю свою историю наш
народ разучился петь сообща, а хор стал «ничейным гласом». Глубин-
ная основа этих перемен — замена коммунитарной социальной модели
конкурентной, индивидуалистической, эгоцентристской: в хоре невоз-
можно конкурировать; индивидуальное самовыражение осуществля-
ется здесь через подчинение части целому.
Студенческие хоры испытали на себе двойной удар: с одной сто-
роны, извне — со стороны массового «культурного рынка» с его не-
взыскательными вкусами; с другой, изнутри — со стороны все более
заметного социального расслоения певческих «семей». К чести многих
коллективов (в том числе и «Гаудеамуса») следует признать, что этот
удар они «держат» вот уже более двадцати лет — благодаря заботе
ректоратов, городских и региональных властей, частных лиц, а также
внутреннему «иммунитету», сформированному на протяжении многих
лет их руководителями.
Последнее десятилетие отмечено заметным оживлением универси-
тетской хоровой жизни: появляются новые камерные хоры и вокальные
ансамбли, «встали на ноги» старые коллективы, уцелевшие в годы «пе-
рестройки»; в хоровые студии пришло новое поколение талантливых
хормейстеров и дирижеров; молодые композиторы вновь пишут му-
зыку для хора. Обнадеживающие перемены связаны, как нам кажется,
с одной стороны, с обращением общества — в качестве естественной
защитной реакции на государственную «культурную политику» —
С.Г. Галаганова, Е.В. Аликина