8
строятся на технологиях управления интересами и потребностями
личности).
Хоровая культура является частью культуры политической. Спец-
ифика солидарного общества делает эту связь особенно рельефной.
Даже самый поверхностный исторический обзор развития хоро-
вого искусства в России ХХ века свидетельствует об отражении
в нем как политической идеологии государства, так и установок
массового политического сознания.
Более того: хоровое пение, как
чуткий барометр, может фиксировать степень (не)совпадения офици-
ально-государственных идеологических устремлений с устремления-
ми личностными, «человеческими».
Российский «хоровой Ренессанс» начался на волне общеполити-
ческого демократического подъема конца позапрошлого века, когда
интеллигенция устремилась «в народ», видя в реализации его творче-
ского потенциала источник будущего величия страны. Одним из про-
явлений культурного «народничества» стал образ музыканта-демокра-
та — бескорыстного просветителя, подвижника, служителя не только
муз, но и «униженных и оскорбленных». Известные музыкальные де-
ятели на общественных началах возглавили Народные консерватории,
Народные хоровые академии, Народные дома (предтеча наших ДК),
фабричные хоры.
После революции, несмотря на агрессивный нигилизм деятелей
пролеткульта по отношению к русской культурной классике, созданная
в предшествующий период разветвленная сеть любительских хоровых
коллективов не только устояла, но и еще более окрепла и расширилась.
Хоры организовывались повсеместно — в школах и колхозах, на за-
водах и в воинских частях, в детских садах и университетах. Впервые
в истории России развитие хоровой культуры стало одним из направ-
лений целенаправленной культурной политики государства и получи-
ло государственную финансовую поддержку. Вместе с тем из хорового
репертуара было полностью изгнано церковное пение, что не могло не
оказать негативного влияния на национальную хоровую культуру.
В 1930–1940-е годы жизнь любительских хоровых коллективов
протекала на фоне становления принципиально нового культурного
феномена — больших государственных хоров, задуманных как мощ-
ный рупор официальной идеологии. Как и в царской России, роль vox
civitas (гласа государства) играли, прежде всего, военные хоры, где
первенство принадлежало Ансамблю песни и пляски Красной Армии
(РККА) под управлениемА. В. Александрова. На этот образцовый, один
из лучших в мире хор ориентировались не только все другие армей-
ские коллективы, но в какой-то степени и коллективы любительские.
С.Г. Галаганова, Е.В. Аликина