4
ний оставалась единственной (в силу чего ее иногда называют «тра-
диционной»). В ее основе — космическо-соборное представление
о человеке как о микрокосме, принципиально неотделимом от ма-
крокосма. Человек — одновременно и kosmopolites (гражданин все-
ленной), и zoon koinonikon (общественное животное), соединенный
незримыми нитями с природой, обществом, народом и несущий лич-
ную ответственность за них и перед ними. В старославянском языке
это ощущение всеединства нашло отражение в обозначении словом
«мир» (с различным написанием гласной буквы) как вселенной, так
и человеческой общины.
В России в относительно четких философских терминах данная ан-
тропологическая модель оформилась в конце XIX — начале ХХ века.
Русские социальные философы (П. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Со-
ловьев) впервые показали, что в солидарном обществе (в том числе
и России) человек принадлежит не только самому себе, но и множеству
разнообразных солидарных групп — семье, деревенской и церковной
общинам, трудовому коллективу, различным социальным общностям,
формирующимся на основе общих интересов. Этот социум представ-
ляет собой не просто сообщество индивидов, но, прежде всего, единый
народ.
Русская философия никогда серьезно не оспаривала западный «ме-
тодологический индивидуализм», основанный на идее формирования
общества действиями отдельных личностей, ибо считала некорректной
саму постановку вопроса «кто—кого?»: общество и личность
создают
друг друга,
они
принципиально нераздельны.
Солидарное общество не
исключает рыночных отношений, но в сравнении с отношения-
ми, основанными на нравственных ценностях (служении, любви,
долге, чести и т.п.), рынок здесь занимает весьма незначительное
место.
Если перейти на язык метафор, то наиболее подходящей для
данной модели будет метафора семьи: здесь действуют те же два свя-
зующих вектора любви — родительско-сыновняя (родительско-дочер-
няя) и братская, те же механизмы взаимной ответственности (что не
исключает ни различия индивидуальных интересов, ни остроты вну-
тренних конфликтов вплоть до гражданских войн).
В отличие от «семейной» модели, постепенно и повсеместно
оформившейся на ранних этапах человеческой истории, модель кон-
курентная была установлена на Западе в результате Реформации,
Просвещения и последующих буржуазных революций. Новому капи-
талистическому общественно-экономическому укладу потребовалась
новая, «рыночная» личность — независимая, мобильная, не укоренен-
ная в национальной, культурной, религиозной и иной «почве», легко
С.Г. Галаганова, Е.В. Аликина