Университетский хор как динамическая социокультурная система - page 6

6
духовной цели. При этом точно такую же цель преследуют и все дру-
гие члены общины, равно как и ее руководитель.
Если изобразить этот микросоциум в виде круга, а общую (одина-
ковую) цель — в виде точки в центре, станет понятен механизм вну-
тренней стабилизации данной системы: по мере того, как люди (их
можно обозначить в виде стрелок) станут продвигаться — свободно,
индивидуально, независимо друг от друга — к цели (то есть к центру
круга), они будут становиться все ближе и ближе друг к другу. Жест-
кая авторитарная власть руководителя при этом становится подобна
евангельскому «благому игу»: она помогает «путнику» идти в нужном
направлении, «страхуя» от опасностей. Однако никакие социалисты-
утописты никогда не пытались представлять монастырскую модель
в качестве универсального «Города Солнца»: слишком очевиден ее
эксклюзивный характер, ведь и слово «инок» происходит от слова
«иной» — совершенно особый, не похожий на других, исключение из
правил. Это лишь для тех, кто способен плыть против течения. А что
могут остальные? Они могут… петь хором.
Б.В. Асафьев видел в любительском хоре прообраз идеального со-
циума (именно поэтому он настаивал на создании детских хоров в каж-
дой школе). Подобно монашеской общине, хор представляет собой
большую «многодетную семью» во главе с дирижером, воплощаю-
щим одновременно и строгого, властного отца, и любящую, заботли-
вую мать. Есть еще няни-хормейстеры, его помощники. Как и в мо-
настыре, родство здесь не кровное, а духовное (которое и глубже,
и прочнее); как и в монастыре, в основе братства — свободный личный
выбор каждого, добровольное и радостное служение высшему началу:
там — Богу, здесь — Музыке. Это служение также требует смирения,
сознательного ограничения своего «Я», подчинения трудной черновой
работе — прилаживанию своего голоса к другим, обуздания личных
артистических амбиций ради обшей цели — музыкально-поэтической
гармонии. И чем крепче узы певческого братства, чем ближе к цели
«поющая республика», тем больший простор для творческой самореа-
лизации открывается перед каждым ее «гражданином». Асафьев назы-
вал это «закономерностью хорового коммунизма». В отличие от мона-
стырского, «коммунизм» любительского хора распространяется далеко
за пределы хоровой студии. Здесь возникает подлинная дружба — не
просто коллег или сокурсников, волею судьбы соединенных в одном
коллективе, но людей с одинаковыми художественными вкусами, цен-
ностными ориентациями, эстетическими установками. Именно поэто-
му в хоровых «семействах» рождается так много настоящих семей. Ре-
бята не только вместе проводят свободное время, но и помогают друг
С.Г. Галаганова, Е.В. Аликина
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook