5
Университетский хор как динамическая социокультурная система
вступающая в отношения купли-продажи. Это — общество-рынок:
процесс свободного эквивалентного обмена собственностью является
его главным и всеобъемлющим регулятором.
В XVIII–XIX веках на Западе впервые произошло освобождение че-
ловека от связывавших его общинных, солидарных связей. Место еди-
ного народа заняла «толпа одиноких» (lonely crowd), совокупность от-
дельных, независимых друг от друга граждан; принцип «один за всех,
все за одного» сменился принципом «это ваши (его, ее, их) проблемы».
Bellum omnium contra omnes — война всех против всех — рассматри-
вается данной антропологической моделью как естественная, а потому
вполне нормальная психологическая установка. Введенная в рамки за-
кона («правового государства»), она именуется более «цивилизован-
но» — конкуренцией.
Теперь мы можем поставить вопросы: порождением какой социо-
культурной традиции является любительское хоровое пение? какому
типу социума соответствует любительский хоровой коллектив как ма-
лая социальная группа? какой антропологической модели объективно
соответствуют личности хориста и дирижера? Ответы очевидны: хор
как социокультурное явление — дитя традиционного, солидарного
общества, почти полностью преодолевшее родительское несовершен-
ство. Последнее заключается в том, что общество, в котором мы появ-
ляемся на свет, как и родителей, не выбирают.
Патерналистская власть, полностью берущая на себя обеспечение
достойной жизни граждан при необходимом уровне социального ра-
венства, требует от них, во-первых, строгого соблюдения различных
норм, табу, обязанностей; во-вторых, адекватной отдачи в виде обяза-
тельного общественно-полезного труда. Выполнение этих требований
предполагает развитие личности до уровня способности к осознанному
служению — народу, отечеству, Богу и т. д.; для тех, кто остался на
уровне естественно-животного эгоизма, условия солидарного обще-
ства могут показаться репрессивными. Индивидуальное «Не хочу!»
обращается в коллективное «Так жить нельзя!», легко расшатывающее
основы традиционного социума, крайне чувствительного (подобно лю-
бой семье) к отсутствию взаимной любви, доверия, уважения.
Философы и поэты давно догадались, что идеальной моделью бла-
гополучной человеческой жизнедеятельности может быть лишь «сво-
бодный
труд свободно
собравшихся людей» (В. Маяковский), а бого-
словы осторожно указали на то место, где эту модель следует искать:
общежительный монастырь. В монашескую общину человек вступает
добровольно; он сознательно идет на значительное ограничение сво-
ей индивидуальной свободы ради достижения очень важной для него