Университетский хор как динамическая социокультурная система - page 2

2
системный характер, если объекты (хоровая музыка, хоровое произ-
ведение, хоровой коллектив) рассматриваются «из самих себя», как
управляемые лишь своими собственными, внутренними законами. Из-
вестный вывод Б.В. Асафьева о музыкальной форме как процессе [1]
приложим к любой органической системе, в том числе и хоровой: ее
целостность поддерживается не структурой, а взаимодействием вну-
тренних и внешних факторов, их динамическим равновесием.
Другими словами, междисциплинарный характер поставленной
проблемы предполагает соответствующий «междисциплинарный дис-
курс», который, в свою очередь, невозможен без активного творческого
взаимодействия дирижеров-хормейстеров и культурологов. Многолет-
нее творческое и деловое сотрудничество авторов статьи (обществове-
да и музыкального педагога) как по линии концертной деятельности
хора «Гаудеамус» МГТУ имени Н.Э. Баумана, так и в плане ее науч-
ного осмысления, позволил сделать некоторые выводы относительно
внешних и внутренних функциональных взаимозависимостей универ-
ситетского хорового коллектива как динамической социокультурной
системы.
* * *
Г.К. Честертон заметил как-то, что главная функция любого само-
деятельного хора — пусть даже очень несерьезного, спонтанно-за-
стольного — в сущности, та же, что и у его почтенного древнегрече-
ского предка: он «примиряет нас с богами» [4, с. 258]. Английский
писатель и богослов подметил важную особенность народного хоро-
вого пения — его способность избавлять человека от чувства социаль-
ной отчужденности, примирять с судьбой («богами»), возвращать же-
лание жить. Коллективно-бессознательный инстинкт самосохранения
побуждает хор озвучивать только то, что питает идею жизнеутвержде-
ния, что не противоречит народной «правде», что очищает душу. Все
это облекается в конкретную культурную оболочку:
хоровое пение
транслирует те ценности, принципы, представления, которые со-
ставляют культурное ядро народа (нации, цивилизации), «несу-
щую конструкцию» его морали, мировоззрения и миропонимания,
и в этом смысле хор представляет собой один из древнейших ин-
струментов национального самовыражения.
Музыка — не просто
явление
жизни общества и его культуры; это
еще и
проявление
их разнообразных сторон. Плодотворность сравни-
тельно-культурологического подхода в музыкознании подтвердилась
в ХХ веке многочисленными инновационными работами в области
этномузыкологии, теологии и философии музыки, где музыкальный
С.Г. Галаганова, Е.В. Аликина
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook