Previous Page  9 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 23 Next Page
Page Background

О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 9

но ясно, что я мыслю, но столь же ясно, что я имею различные мыс-

ли, что иногда я мыслю об

А

, а иногда о

Б

и т. д. Таким образом, кар-

тезианский принцип правилен, но он не единственный в своем роде»

[13, с. 323]. Все это, конечно, верно, но дело, по-видимому, заключа-

ется в том, что именно из

cogito

наиболее прямо, без каких-либо до-

полнительных соглашений и дефиниций, вытекает декартовское раз-

граничение между душой и телом.

Постулат о существовании Бога как бесконечно совершенного

(наисовершеннейшего) существа Декарт обосновывает несколькими

способами. Два из них дают достаточно ясное представление об этой

стороне философии Декарта. В первом способе Декарт апеллирует к

убеждению, что конечный ум не может произвести идею бесконеч-

ности для доказательства того, что бесконечное существо должно

вложить ее в людские умы. Говоря о происхождении идеи Бога, Де-

карт пишет: «Получить ее из ничего — вещь явно невозможная: не

мог я создать ее сам, ибо допустить, чтобы более совершенное было

следствием менее совершенного, также неприемлемо, как и предпо-

ложить возникновение какой-либо вещи из ничего. Оставалось, та-

ким образом, предположить, что она заложена в меня существом во-

истину более совершенным, чем я сам, существом, которому прису-

щи все мыслимые мною совершенства, т. е. Богом» [11, с. 284].

Аргумент не очень убедительный уже потому, что или человек по-

нимает идею бесконечно совершенного существа, и тогда эта идея не

совершеннее, чем человеческий ум, или не понимает, но тогда стано-

вится неясно, в каком смысле эта идея заключается в человеке. Де-

карт настаивает на том, что люди не понимают бесконечного Бога,

хотя постигают его точно так же, как можно прикоснуться к горе, не

будучи способным преодолеть ее. Но вряд ли эта метафора может

служить подлинным разъяснением смысла присутствия в людях за-

ведомо непонятной идеи. Фактически рассмотренное доказательство

существования Бога грешит чрезмерно сильным предположением

того, что идея бесконечно совершенного существа вообще возможна.

Как будет показано далее, впоследствии Лейбниц сделал подобное

возражение против второго из приводимых в статье декартовских до-

казательств существования Бога, так называемого онтологического

доказательства. Оно впервые было предложено Ансельмом Кентер-

берийским (1033–1109), а Декарт его только несколько усовершен-

ствовал в дидактическом отношении. Суть его заключается в том, что

если человек мыслит Бога несуществующим, то он мыслит его не

наисовершеннейшим, так как в этом случае остается возможность

мыслить более совершенное существо совпадающим с первым во

всем за исключением того, что теперь оно считается существующим.

Невозможно без противоречия мыслить самое совершенное существо