Previous Page  14 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 23 Next Page
Page Background

В.К. Самохвалова

14

Гуманитарный вестник

# 6·2017

принадлежит идея латентных состояний психической жизни; пред-

восхитил своим учением о бессознательном многие важные положе-

ния последующей психологии от Г.Т. Фехнера (1801–1887) до

З. Фрейда (1856–1939); предложил формулу для кинетической энер-

гии; сформулировал закон сохранения энергии при упругих и не-

упругих взаимодействиях механических тел; предвосхитил принцип

наименьшего действия П. Мопертюи (1698–1759) в механике; вывел

закон преломления света исходя из принципа наименьшего действия;

широко ввел в употребление трансцендентные и мнимые числа; вме-

сте с И. Бернулли (1667–1748) открыл важные приложения мнимых

корней алгебраических уравнений в анализе; обобщил понятие лога-

рифма и т. д. Кроме того, Лейбниц изобрел дифференциальное (и ин-

тегральное) исчисление; применил технику этого исчисления к про-

блеме планетных движений; впервые ясно осознал и поставил про-

блему логического обоснования математики

4

.

«Философия Лейбница, которая, по-видимому, лучше всего спо-

собна раскрыть тайну его научных открытий, представляет собой

многогранную синтетическую систему, сложившуюся в результате

творческой эволюции мыслителя, в результате критического усвое-

ния философских идей предшественников и современников» [2,

с. 79]. Так, разработанная Дж. Локком (1632–1704) эмпирическая

теория познания

5

воодушевила автора системы предустановленной

гармонии на создание ответного эпистемологического произведения

«Новые опыты о человеческом разумении» (1703–1704). Основная

предпосылка эмпирической гносеологии старшего современника

Лейбница состояла в том, что внешние предметы должны действо-

вать на человеческий ум и запечатлевать в нем какие-то образы, ко-

торые могли бы рассматриваться в качестве символов существования

вещей независимо от мыслящего субъекта. Эту предпосылку Лейб-

ниц считал наиболее уязвимой частью теории Локка. Как в душу мо-

жет передаваться нечто от чуждого ей внешнего предмета — это ре-

________

4

Дифференциальное исчисление независимо от Лейбница открыл также И. Нью-

тон (1643–1727). Известно, что Дж. Беркли (1685–1763) подверг жесткой, но справед-

ливой критике логическую основу открытия Ньютона. На эту критику удовлетвори-

тельным образом удалось ответить только во второй половине ХХ в. Однако Лейбниц

был озабочен логическим статусом своих инфинитезимальных величин. Он предложил

даже некий способ обоснования их как полезных фикций, но не был понят вплоть до

1961 г., когда А. Робинсон (1918–1974) опубликовал математическую работу, в кото-

рой показал, что способ обоснования дифференциального исчисления, предложенный

почти 300 лет назад Лейбницем, был по существу верным. Возник так называемый

нестандартный анализ [18, с. 199–201]. Опередить развитие математики на 300 лет —

это не удалось сделать нигде, никогда и никому другому!

5

«Опыт о человеческом разумении», основное гносеологическое произведение

Джона Локка, было задумано им еще в 1671 г., но опубликовано лишь спустя 20 лет,

в 1690 г.