Previous Page  5 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 23 Next Page
Page Background

О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 5

на некотором умозаключении от общего к частному, что, конечно,

делало крайне сомнительным (в логическом отношении) все его по-

строение в целом. Как замечает М.И. Каринский, «…если Бэкон,

оспаривая значение силлогизма, хочет вместе с тем отрицать и вооб-

ще дедуктивные процессы, естественным выражением которых счи-

тался в прежней науке силлогизм, то его учение о методе исследова-

ния должно сделаться сплошным противоречием» [9, с. 26–27]. Это

обстоятельство, несомненно, давало повод относиться к Фрэнсису

Бэкону как к дилетанту в науке и инициировало продолжение поиска

идеала научного знания на принципиально других направлениях.

Во-вторых, даже если бы «Новый Органон» был безупречен в

только что указанном отношении, то все равно в XVII в. он выглядел

бы не столь привлекательным, как это было бы, например, в XХI в.

Индуктивные обобщения опытных данных принципиально не носят

характера абсолютно достоверных истин. Они всего лишь в высшей

степени вероятны. Сейчас, хотя разница между этими двумя видами

истин понятна, этому обстоятельству не придается большого значе-

ния для развития естествознания. Люди довольствуются идеалом

научного знания, обладающего всего лишь высокой степенью веро-

ятности, не требуя, например, чтобы законы физики или химии были

чем-то большим, чем очень правдоподобными гипотезами. Интел-

лектуальные ценности в XVII в. были иными. Традиции Средневеко-

вья, с его ориентацией на религиозные абсолюты, все еще заставляли

оценивать почти достоверное знание как нечто неизмеримо низшее в

сравнении с несомненно достоверным знанием. Это тоже, в свою

очередь, стимулировало поиски идеала научного знания не на том

пути, который предлагал Ф. Бэкон.

В-третьих, бэконовская концепция лишь в очень малой степени

способствовала укреплению зарождавшейся всеобщей тенденции к

утверждению ценности индивидуализма. У Бэкона индивидуализм

сказывается только в его намерении построить все знание на личном

опыте, на произведенных самим познающим субъектом наблюдениях

и экспериментах: «Только заботливое возвышение отдельных фактов,

собранных по плану путем наблюдения и эксперимента, до всеобщих

понятий и законов, представляющих собой обобщенные положения

для отдельных групп фактов, ведет, по его мнению, к действитель-

ным познаниям, которые потом опять, в целях объяснения и практи-

ческой пользы, могут применяться к конкретным проблемам» [10,

с. 154]. При этом совсем не исключается возможность того, что со-

став, происхождение и значение знания — все эти три стороны —

будут трансцендентными к познающему субъекту, т. е. будут носить

внешний по отношению к познающей личности характер. В таком

случае возникает справедливый вопрос: в каком смысле то, что чело-