Previous Page  8 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 23 Next Page
Page Background

В.К. Самохвалова

8

Гуманитарный вестник

# 6·2017

тафизических размышлений [11, с. 380]. Скептик закрыт непроницае-

мым щитом от заблуждений, но, к сожалению, этим же щитом он за-

крыт и от истины.

Рене Декарт не ставит своей целью стать непогрешимым ценою

отказа, подобно скептику, от всяких утверждений. Сомнение для Де-

карта — только средство, только метод, благодаря чему картезиан-

ское сомнение называют иногда методическим. Сам Декарт называет

его чрезмерным, гиперболическим сомнением, указывая на то, что

оно может быть только временным: это лишь оборонительное ору-

жие, гарантирующее защиту от всякого нападения извне; коварный

демон, смущающий иллюзиями, бессилен против такого оружия, ес-

ли человек осторожен. Но для того, чтобы одержать победу над этим

демоном, одной обороны недостаточно, необходимо наступление.

К первоначальному воздержанию следует добавить действие. А для

того, чтобы действовать (т. е. утверждать или отрицать), нужно найти

какую-нибудь достоверную, совершенно неопровержимую истину.

Если такая истина близка к сомнению человека или — еще лучше —

заключается в этом самом сомнении, то средство, которое заставляет

сомневаться, одновременно позволяет доверять. По Декарту, в со-

мнении уже заключен источник уверенности — первое утверждение,

начиная с которого можно перейти к другим и, таким образом, по-

степенно овладеть сферой ранее неизвестной истины.

Фактически если человек сомневается, то это означает, что он про-

изводит волевой акт воздержания от суждения — действует. Но тогда о

наличии этого действия он знает достоверно, так как сам его произво-

дит. Стало быть, человек может утверждать об этом действии с досто-

верностью. А так как сомневаться — значит мыслить, то человек может

быть уверен, что он мыслит, он есть мыслящий, он есть. Такова первая

искомая неопровержимая истина. Она имманентна человеку, так как

она, собственно, и есть человек, который существует, именно мысля.

Здесь познание совпадает с существованием; в силу этого человек одно-

временно получает обладание мышлением и бытием. А такого рода

приобретение бытия в процессе и посредством процесса мышления есть

не что иное, как сама достоверность и притом достоверность совершен-

ная. Таким образом, знаменитое

сogito, ergo sum

становится идеальным

типом достоверности и первым ее примером.

Зачем Декарту понадобилась в качестве исходного философского

постулата именно эта конкретная истина, а не другая? Ведь, как го-

ворит Лейбниц, наряду с «я мыслю» (

cogito

)

непосредственную до-

стоверность имеют «я желаю» (

volo

), «я действую» (

agere

) и даже «я

гуляю» (

ambulo

) — все эти «внутренние непосредственные опыты,

непосредственные непосредственностью чувства» [13, с. 322–323].

Кроме того, добавляет Лейбниц, «для меня не только непосредствен-