Previous Page  13 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 23 Next Page
Page Background

О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 13

Но Декарт также утверждает, что человеческий ум эффективно

вмешивается в человеческую телесную машину. А так как одновре-

менно он полагает, что ум не протяжен и не влияет на механические

законы, то указанное эффективное вмешательство ума в протяжен-

ную телесную машину, в каком бы смысле оно ни понималось, обя-

зано быть загадочным, так называемым привидением в машине. Эта

трудность, с которой столкнулся Декарт, впоследствии получила

название «психофизическая проблема» и в новых модификациях,

соответственно новым пониманиям психического и физического,

дошла до настоящего времени [16].

Таковы наиболее существенные черты концепции научного зна-

ния у Декарта, на основании которых возможно утверждать следую-

щее: склонность к индивидуалистическим ценностям, в целом харак-

терная для эпохи Нового времени, проявляется в гносеологической

концепции французского мыслителя в значительно большей степени,

чем можно заметить в работах Ф. Бэкона. Декарт не только требует,

чтобы все мировоззрение было построено чистым мышлением по-

знающего субъекта, но еще и полагает, что все элементы состава зна-

ния

целиком имманент ны

познающему субъекту. Однако у Декарта

сохраняется тесная связь между интеллектуальными процессами и

внешним миром, поскольку он признает трансцендентное происхож-

дение по крайней мере некоторых идей (идеи Бога, например) и

трансцендентное значение истинного знания (истины о внешнем ми-

ре). Таким образом, концепция научного знания Декарта — первая

ступень развития гносеологического индивидуализма, шаг вперед по

сравнению с концепцией научного знания Ф. Бэкона, представлявшей

нулевую ступень рассматриваемой шкалы. В гносеологии Декарта из

трех элементов знания (состав, происхождение, значение) один, а

именно состав знания, является полностью имманентным субъекту

познания. Дальнейшее движение по пути большей индивидуализации

гносеологических построений можно усмотреть в концепции науч-

ного знания Г.В. Лейбница.

Готфрида Вильгельма Лейбница считают универсальным гением

в науке. Отметим некоторые из его научных достижений. Лейбниц

одним из первых осознал и поставил задачу интеграции наук; сфор-

мулировал ряд важнейших синтетических принципов методологии;

выдвинул идею машинного моделирования человеческих функций;

изобрел вслед за В. Шиккардом (1592–1635) и Б. Паскалем (1623–

1662) счетную механическую машину, более универсальную, чем у

них; предвосхитил математическую логику в ее основных чертах —

формализации и алгоритмизации мышления; попытался подвести под

биологию теоретический фундамент; сформулировал концепцию ви-

тализма; выдвинул принцип несводимости биологии к механике; ему