Previous Page  6 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 15 Next Page
Page Background

В.Ю. Разумовский

6

Гуманитарный вестник

# 6·2017

институты, психология общества была патерналистской. Причем клю-

чевая роль в процессах обновления отводилась именно политической

элите, которая, обладая всей полнотой властно-распорядительного ме-

ханизма государства, выступала в качестве вдохновляющей и коорди-

нирующей силы. Именно правящая элита определяла вектор развития и

одновременно препятствовала появлению всевозможных социальных

движений радикального, экстремистского и популистского толка.

Характерные для региональных элит многих стран мира черты,

такие как взвешенность и осторожность в принятии решений, после-

довательность и основательность их реализации, здоровый консерва-

тизм, являются залогом для довольно продолжительной работы по

воплощению в жизнь последовательных, поэтапных преобразований.

Этот процесс вовсе не означает, что изменения претерпевает са-

ма элита. В ней также начинают происходить обновления, которые

носят локальный характер и, как правило, ограничены рамками элит-

ных групп. Цель процесса обновлений состоит в медленном, плав-

ном изменении качественного состава властвующей элиты, отдель-

ных принципов и приоритетов в ее деятельности. Постепенно между

элитой и обществом начинает выстраиваться диалог, формируется

процесс сопричастности граждан к политической жизни, привержен-

ности праву и др.

Данные принципы определяли роль правящих элит в Японии, Юж-

ной Корее, Гонконге, Чили, Бразилии, Испании и некоторых других

странах. Опыт Китая показал, что часть его политической элиты и ее

лидер Дэн Сяопин преодолели негативные последствия диктатуры

маоизма и, используя тандем государства и политической основы —

Коммунистической партии Китая, — смогли начать реформы (строи-

тельство социализма с китайской спецификой). В относительно

небольшой срок был решен комплекс острых социальных проблем, а

Китай смог получить репутацию страны с самой быстрорастущей эко-

номикой в мире.

Именно по этому пути могли пойти политические преобразова-

ния в СССР. Однако реализация в советской стране китайской моде-

ли вызывала у ряда ученых скептические оценки. Опыт предыдущих

политических преобразований демонстрировал, что многие рацио-

нальные идеи искажались и блокировались правящей элитой, в том

числе и на региональном уровне. По мнению В.М. Мау, «советское

руководство уже имело перед глазами… опыт трансформации Китая.

Он воспринимался критически и не мог рассматриваться в качестве

возможной модели… в силу косности руководства КПСС» [4].

С данной позицией нельзя согласиться безоговорочно. Действи-

тельно, партийно-государственная номенклатура СССР относилась к

политической элите самого жесткого типа, но не была полностью