1 / 15 Next Page
Information
Show Menu
1 / 15 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 6·2017 1

УДК 321.02 DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-444

Региональная политическая элита и перестройка

в СССР — упущенная возможность или переход

в новое качество?

© В.Ю. Разумовский

Институт права и экономики, Липецк, 398002, Россия

Рассмотрен генезис региональной политической элиты СССР в 80–90-е гг. ХХ в.

Проанализированы различные подходы к развитию властвующей элиты регионов,

ее роль в процессе политического реформирования общества. Раскрыты причины

кризиса региональных элит в период перестройки СССР и его последствия, а

также их переход в новое состояние.

Ключевые слова:

региональная

элита, номенклатура, перестройка, гласность,

выборы, партия, депутаты

В 2017 г. исполняется 30 лет с начала радикальных политических

реформ в СССР, о целях и результатах которых до сих пор не утихают

споры. Точкой отсчета этих событий принято считать январский Пле-

нум ЦК КПСС (1987 г.), на котором новый лидер партии М.С. Горбачев

изложил свой план преобразований. Наиболее важной считалась ре-

форма политической системы, которая должна была повлечь за собой

социально-экономическое обновление общества. С подачи нового

Генерального секретаря ЦК КПСС в широкое употребление вошел

пропагандистский термин «механизм торможения». Под ним пони-

мался комплекс устаревших методов руководства, а одним из винов-

ников формирования данного механизма в республиках, краях и об-

ластях СССР на протяжении довольно длительного периода была

объявлена региональная политическая элита.

Как известно, понятие «региональная политическая элита» под-

разумевает совокупность лиц, занимающих статусные позиции в

структурах власти или непосредственно влияющих на эти структуры

и процесс принятия политических решений. В узком значении речь

идет о лицах, занимающих руководящие должности в органах госу-

дарственной власти и управления на определенной территории (губер-

наторы штатов, президенты земель, руководители департаментов). Это

по-своему оправданно, так как вышеуказанные должностные лица в

мировой практике государственного строительства выступают в ка-

честве политических лидеров на своих территориях, являясь ключевы-

ми фигурами для значительной, если не для основной части региональ-

ной политической элиты. В более широком смысле к региональной