Previous Page  4 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 15 Next Page
Page Background

В.Ю. Разумовский

4

Гуманитарный вестник

# 6·2017

опасности и внутренних дел конкретного региона и др. Они доста-

точно хорошо разбирались в региональных проблемах, разрабатыва-

ли пути их решения и несли, в отличие от элиты партийной, персо-

нальную ответственность за их выполнение.

В то же время местные Советы еще с 30-х гг. ХХ в. играли роль

своеобразного придатка партийных комитетов всех уровней, а их пол-

номочия были направлены на решение исключительно хозяйственных

задач. Советская властвующая элита регионов была неотделима от эли-

ты партийной и подвержена тем же негативным тенденциям. У рычагов

власти в 60–80-е гг. ХХ в. оказались представители элитных групп ре-

гионов, удерживавшие свои позиции при взаимной поддержке, своего

рода круговой поруке.

Это хорошо видно при изучении биографий некоторых руково-

дителей регионов в составе РСФСР в 60–80-е гг. ХХ в. Так, Липец-

кий облисполком последовательно возглавляли Н.Д. Новиков (1962–

1980), В.В. Донских (1980–1989) и В.Ф. Топорков (1989–1991) [2].

Все они длительное время проживали на территории региона, зани-

мали должности в различных партийных и советских органах, хоро-

шо знали друг друга, имели общих друзей и знакомых. Причем на

пост председателя областного или краевого исполкома Совета депу-

татов трудящихся конкретного региона, как правило, избиралось ли-

цо, ранее работавшее его заместителем.

Особое место в этой пирамиде занимала хозяйственная элита ре-

гионов. К ней можно отнести директорский корпус расположенных

на территории союзных республик, краев и областей промышленных

предприятий, руководителей совхозов и колхозов. Многие директора

заводов и фабрик, как никто другой, ощущали на себе дефекты пла-

ново-распределительной экономики СССР (директивное планирова-

ние, ведомственность, несбалансированность и др.). По свидетель-

ству председателя совета министров РСФСР В.И. Воротникова,

«централизация и ведомственность все больше давили и сдерживали

инициативу на местах» [3]. Для выполнения спущенных сверху про-

изводственных показателей необходимо было, зачастую на свой

страх и риск, проявлять инициативу и предприимчивость, пренебре-

гать многочисленными, нередко противоречащими друг другу пред-

писаниями и инструкциями.

Однако отсутствие в экономике СССР рыночных отношений

порождало зависимость промышленных предприятий от государства,

способствовало сращиванию местной хозяйственной элиты с элитой

партийно-советской. Об этом свидетельствуют биографии многих пред-

ставителей директорского корпуса того времени. Так, видный хозяйст-

венник Липецкой области, директор НЛМК И.В. Франценюк на протя-

жении 1978–1991 гг. являлся членом бюро Липецкого ОК КПСС [2].