Previous Page  5 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 15 Next Page
Page Background

Региональная политическая элита и перестройка в СССР — упущенная возможность…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 5

Таким образом, к середине 80-х гг. ХХ в. политические элиты

союзных республик, краев и областей представляли собой, по сути

дела, мощные кланы партийных, советских и хозяйственных руково-

дителей, обладавших фактически неограниченной властью. (В союз-

ных республиках они имели к тому же ярко выраженный националь-

ный характер.) Сконцентрированные вокруг личности первого секре-

таря ЦК КП союзной республики, краевого или областного комитета

КПСС, основанные на круговой поруке и лишенные какого-либо со-

циального контроля, эти сообщества с фактически узаконенной пси-

хологией местничества сформировали механизм торможения многих

объективных социально-экономических процессов, так как представ-

ляли собой весьма влиятельную политическую силу, объективно не

заинтересованную в каких-либо серьезных переменах.

Однако системный кризис, в котором оказалось советское обще-

ство на рубеже 70–80-х гг. ХХ в., требовал поиска новых, во многом

нетрадиционных решений острых социальных проблем. Начиная ши-

рокомасштабные преобразования, новое политическое руководство

страны во главе с М.С. Горбачевым было осведомлено о состоянии

региональных элит, результатах их деятельности, в том числе и о

злоупотреблениях служебным положением некоторых ее представи-

телей. В то же время руководство было вынуждено выстраивать от-

ношения именно с региональной элитой как с единственной реальной

политической силой (иной в СССР просто не существовало).

Следует отметить, что среди региональных элит тоже постепенно

зрело понимание необходимости перемен. Сама властвующая элита со-

юзных республик, краев и областей (во всяком случае, наиболее

здравомыслящая ее часть) была недовольна результатами тех политико-

экономических процессов, к которым она была причастна. Оппозици-

онные настроения на рубеже 70–80-х гг. ХХ в. проникли в региональные

партийно-советские органы. Новый курс порождал определенную

надежду на изменение этой ситуации, укрепление ее позиций в резуль-

тате ротации, а также способствовал пересмотру сложившейся практики

административно-политического руководства, отказу от его некоторых

явно устаревших методов и принципов.

В 1985 г. перед СССР стоял выбор между двумя моделями пере-

мен: авторитарной, близкой к образцу реформ в Китае, и либерально-

демократической, положенной в основу преобразований Восточной

Европы. Каждая из этих моделей предполагала различную степень

участия в процессах перемен политической элиты, определенные

подходы к координации социальных процессов.

Из опыта реформ Китая СССР мог бы извлечь много полезного, так

как в стране была длительная экономическая и культурная изоляция от

внешнего мира, отсутствовали прочные демократические традиции и