Previous Page  9 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 15 Next Page
Page Background

Региональная политическая элита и перестройка в СССР — упущенная возможность…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 9

ских жертв, массовой миграции населения и связанных с ней много-

численных проблем.

В-третьих, гораздо больший эффект от экономической политики

по аналогии с Китаем дало бы поэтапное формирование элементов

рыночных отношений в сельском хозяйстве, легкой и пищевой про-

мышленности, торговле и сфере услуг. Поэтому важные для развития

новых экономических отношений законы СССР «О кооперации»,

«Об общих началах предпринимательства», «Об аренде и арендных

отношениях» следовало бы принимать в 1985–1986 гг., а не 3–4 года

спустя. По свидетельству Г.Х. Попова, это «дало бы быструю и

наглядную отдачу, укрепило бы социальную базу перестройки» [8].

Можно предположить, что своевременно принятый комплекс мер

при участии региональных элит дал бы положительный эффект уже к

1990 г., а спустя десятилетие насущные потребности граждан СССР

были бы в целом решены.

Если бы эти шаги были реализованы, то страна получила бы прин-

ципиально иную элиту. Ее отличительными чертами могли стать поли-

тический авторитет и доверие общества, жесткая исполнительская дис-

циплина и неукоснительное следование закону, способность к критике

и самокритике, восприимчивость к социал-демократическим и даже ли-

беральным ценностям и идеалам. (Данные ценности и принципы после-

довательно и осторожно внедрялись бы в общественные отношения.)

Можно предположить, что по мере экономических успехов и ро-

ста уровня жизни населения примерно к 2000 г. в СССР началась бы

демократизация политических отношений. Именно тогда мог быть

поставлен вопрос о принятии новой конституции и законодательного

закрепления переходного периода, в ходе которого должна была

сформироваться полноценная политическая система, основанная на

демократических принципах.

Однако за основу политических преобразований в СССР была

взята иная модель — либерально-демократическая. Данная модель

социальных преобразований предполагает реальную конкуренцию

среди правящей элиты, наличие политической оппозиции. Это обсто-

ятельство позволяло посредством свободных выборов качественно

изменять состав политической элиты, а институты гражданского об-

щества обеспечивали постоянную связь власти и общества. Благода-

ря наличию развитой системы артикуляции и агрегирования интере-

сов общество имеет возможность оказывать влияние на власть, вносить

коррективы в проводимый ей политический курс, и его результат пред-

сказуем. Несмотря на многочисленные издержки, эта модель перемен

способствовала относительно быстрому переходу общества в каче-

ственно иное состояние.

Именно такой путь избрали для себя страны Восточной Европы —

Польша, ГДР, Чехия, Словакия, Венгрия. Благодаря серии бархатных