Background Image
Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

Человек в философском дискурсе: к истории идей

9

требования, не справляясь с сердцем, как и сердце предъявляет свои,

не справляясь с разумом» [2, с. 320]. Разум не склонен учитывать

волнения сердца, сердце же не в силах довольствоваться всеобщим и

необходимым как продуктом разума. Несмотря на то что современ-

ная наука достигла знаний, которые и не снились самому безудерж-

ному воображению, проблема человека более ясной не стала.

Возможности рационального познания строго ограничены есте-

ствознанием. Между тем в мире есть нечто, к примеру, человеческое

существование в его целостности, ни при каких обстоятельствах не

подвластное рациональному познанию, и, соответственно этому, речь

идет об утверждении новых подходов к интерпретации сущности че-

ловека и его пребывания в мире.

Известный ученый М. Полани, создавая свою реконструкцию по-

знавательного процесса, полагал необходимым учитывать сугубо

личностные аспекты, хотя с точки зрения классического рационализ-

ма такого рода подход не способствует успешной и эффективной

деятельности по достижению всеобщего и необходимого знания.

И все же, не отрицая существенной роли личностных факторов в

познавательном процессе, рационалисты выносят их за скобки мето-

дологического анализа. Сегодня мало кто сомневается в том, что

громкие успехи науки связаны с действием разума на своей исконной

территории, которая ограничена исследованием природы.

Попытки науки постичь человеческое существование в его це-

лостности средствами рационального познания потерпели сокруши-

тельное поражение: реалии века минувшего и настоящего времени по-

казали, что человек оказался не таким разумным, каким его представ-

ляли выдающиеся мыслители французского Просвещения XVIII в.

На первый план выходят категории, ранее если и присутствовав-

шие в философских построениях, то никак не на магистральной трас-

се, не на авансцене, а либо, по мысли Хайдеггера, «на проселочных

дорогах», либо, по словам И. Хейзинги, «в тени завтрашнего дня».

Это такие категории современной философии, как «жизнь», «экзи-

стенция», «забота», «страх», «пограничная ситуация», «присутствие» и

т. д., которые позволяют понять, «какие возможности своего бытия

разомкнуло и усвоило себе присутствие как

человек

» [17, с. 167].

Как бы подытоживая заведомо неудачные попытки использова-

ния традиционных философских категорий для анализа человеческой

сущности, много позже Камю заметит, что рационалисты, с их

стремлением найти всему сущему соответствующее определение, ве-

дут «бесплодные игры с великими предметами» [14, c. 380], посколь-

ку вне всяких определений остается само сердце. Между тем со вре-

мен Плотина известно, что человек постигает истину не в результате

систематической научной, изыскательской работы или применяя