Background Image
Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

Г.В. Черногорцева

2

Характерная черта рационализма — поиск единого начала, еди-

ной причины сущего, единого источника бытия. С античных времен

философия стремилась к пониманию сущего как единого, полагая,

что достижению этой цели способствует всё — и мифология, и зна-

ния, и художественное творчество. Ж. Делёз видит несколько глав-

ных моментов в разработке проблемы однозначности бытия. Одной

из ключевых в этом плане является философия Дунса Скотта, кото-

рый мыслит бытие как нейтральное, безразличное к конечному и

бесконечному, особенному и всеобщему, сотворенному и несотво-

ренному, различая бытие среди переплетений всеобщего и особенно-

го и под ними. При этом он допускает: во-первых, формальное раз-

личение, т. е. то, которое устанавливается между сущностями и

смыслами, способными допустить существование единства субъекта,

к которому их относят; во-вторых, модальное различение между бы-

тием и атрибутами, с одной стороны, и интенсивными вариациями,

на которые они способны, с другой.

Следующий важный момент связан с учением Б. Спинозы, который

превращает бытие в объект чистого утверждения. В данном случае од-

нозначное бытие совпадает с субстанцией — уникальной, универсаль-

ной и бесконечной. Тем самым подчеркивается, что реальные различия

могут быть только формальными, т. е. качественными или сущностны-

ми, а это значит, что, начиная со Спинозы, однозначное бытие перестает

быть нейтральным, оно становится выразительным благодаря разли-

чиям.

Коперниканская революция открывает различию возможность об-

ретения собственного понятия вместо удерживания его под властью

понятия вообще. Поэтому вечное возвращение Ф. Ницше не может

означать буквальный возврат: это бытие, но только бытие становле-

ния, в процессе которого создается единственное одинаково становя-

щееся. Возврат, становление, тождество самого становления — это

тождество различия, приобщающееся к различному, кружащее вокруг

различия, такое тождество определяется как повторение.

Мыслить одинаково, исходя из различного, — вот в чем состоит

повторение в вечном возвращении. Возвращается не все, а только то,

что чрезвычайно, чрезмерно, что переходит в другое и становится

тождественным, выражая общее бытие всех метаморфоз, меру и об-

щее бытие всего чрезвычайного, становящегося одинаковым, вопло-

щаясь в равном и общем Бытии, фундаментальной характеристикой

которого является его неисчерпаемость. Такое бытие — равенство

всего неравного, сумевшего полностью реализовать свое неравен-

ство. Бытие говорит о себе в одном единственном смысле, но это

смысл вечного возвращения, как производство повторения исходя из

различия и отбор различия исходя из повторения [1, с. 58–62].