Background Image
Previous Page  10 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 13 Next Page
Page Background

Г.В. Черногорцева

10

всем известные алгоритмы для решения индивидуальных жизненных

задач, — нет, истина посещает человека внезапно, как мгновенное

озарение, как вспышка молнии. Тут напрашивается прямая аналогия

с Н.А. Бердяевым, который испытывал наибольший интерес к такой

проблеме, как «судьба субъекта, в котором трепещет Вселенная,

смысл существования субъекта, который есть микрокосм» [18, с.

105], а также Шестовым, утверждавшим в работе «Добро в учении

Толстого и Ницше», что самые трудноразрешимые проблемы, вклю-

чая драматические и трагические, проистекают из того, что власть

определять пределы возможного целиком захвачена разумом. Рас-

суждая о пределах возможного, Вяч. Иванов говорит о своеобразной

гносеологии Ницше, согласно которой истинно то, что усиливает

жизнь, всякая другая истина есть ложь.

Согласно замечанию Делёза, «Кант живо предчувствовал… поня-

тия, причастные фантастике, воображению, несводимые к универ-

сальности» [1, с. 342], что не помешало ему разработать учение о

практическом разуме как средстве и руководстве для успешного ре-

шения вопросов преходящего существования, земного устроения че-

ловека, максимально полного удовлетворения его интересов.

Таким образом, если для Протагора человек был мерой всех ве-

щей в смысле его соизмерения со всегда ограниченным кругом непо-

таенного (Хайдеггер), то в современной философии мерой человека

становится сама его безмерность, которая предстает в смысле наме-

рения человека обеспечить себе возможности для безграничной реа-

лизации своих творческих устремлений, прежде всего и главным

образом для обеспечения самому себе возможности удостоверения в

своем существовании. Человек, соответственно, есть самодостаточ-

ное основание для всего сущего в мире. По отношению к нему все

сущее представлено в виде предметов, вещей, сам же он, по отноше-

нию к ним, есть преданность, субъект и как таковой есть нечто скры-

тое, удостоверяющее само себя, живущее в изменяющемся мире, где

результат действий не предопределен, поэтому существенное значе-

ние приобретает синергия как содеятельность, когда объединены по-

знающий и познаваемое при соблюдении самостоятельности каждой

из сторон, без растворения друг в друге этих сущностей или энергий.

Однако в любом случае мир, рисуемый современной наукой и совре-

менной философией, оказывается миром отношений, события же от-

ношений множатся, рассеиваются, усложняются, модифицируются,

разветвляются.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Делёз Ж.

Различие и повторение

. Санкт-Петербург, Петрополис, 1998,

384 с.