Previous Page  20 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 23 Next Page
Page Background

В.К. Самохвалова

20

Гуманитарный вестник

# 6·2017

трансцендентном характере происхождения знания (по крайней мере

некоторых идей) и его значения (истины о внешнем мире). И нако-

нец, концепция научного знания у Лейбница имманентна познающе-

му субъекту с точки зрения, во-первых, происхождения знания и, во-

вторых, его состава. Первое — вследствие учения философа о мона-

дах, второе — в силу убеждения Лейбница в том, что все истинные

высказывания — аналитические. С точки зрения значения знания

концепция Лейбница трансцендентна познающему субъекту. Из это-

го следует, что на пути индивидуализации научных концепций в фи-

лософии Нового времени лейбницеанское построение является

наиболее близким (из рассматриваемых здесь) к концепции крайнего

гносеологического индивидуализма, окончательным вариантом ко-

торого, по мнению автора статьи, следует считать систему И. Канта.

Проведенный анализ показал актуальность заявленной темы,

определяемую, в частности, нерешенностью ряда проблем, которые

непосредственно связаны с выяснением соотношения аксиологиче-

ских, нравственных установок с теорией и практикой познавательной

деятельности. К ним относятся прежде всего выяснение изменения

статуса аксиологии в современной концепции научного познания, в

рамках которой принимается доктрина неэлиминированности субъ-

екта из процесса познания и из его результатов. Неэлиминируемость

не означает субъективизации науки (в смысле субъективизма), а,

напротив, предполагает рациональное осмысление и учет

всех

уста-

новок познающего субъекта.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Миронов В.В. Метафизическая сущность и двойственная природа

философии.

Вестник МГТУ.

Сер. Философские науки

,

2008, т. 11, № 4,

с. 657–676.

[2]

Майоров Г.Г.

Теоретическая философия Готфрида Лейбница.

Москва,

Изд-во МГУ, 1973, 264 с.

[3]

Чалмэрс Д.

Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории.

Москва,

URSS, 2015, 512 с.

[4]

Соколов В.В.

Философия как история философии.

Москва, Академический

проект, 2015, 843 с.

[5]

Аристотель.

Метафизика. В 4 т. Т. 1.

Москва, Мысль, 1971, 550 с.

[6]

Бэкон Ф.

О достоинстве и приумножении наук.

В 2 т. Т. 1.

Москва,

Мысль, 1971, 590 с.

[7]

Васильев В.В.

Трудная проблема сознания.

Москва, Академический

проект, 2009, 272 с.

[8]

Фулье А.

История философии.

Санкт-Петербург, 1901, с. 174–198.

[9]

Каринский М.И. Классификация выводов. В кн.:

Избранные труды русских

логиков XIX века.

Москва, АН СССР, 1956, 404 с.

[10]

Вундт В.

Введение в философию

. Москва, 1998, 355 с.

[11]

Декарт Р

. Избранные произведения.

Москва, Политиздат, 1950, 712 с.