Previous Page  18 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 23 Next Page
Page Background

В.К. Самохвалова

18

Гуманитарный вестник

# 6·2017

установленной гармонии: «Полное или совершенное понятие еди-

ничной субстанции включает в себя все предикаты — прошлые,

настоящие и будущие. Ведь, во всяком случае, уже теперь истинно,

что будущий предикат будет существовать: следовательно, он содер-

жится в понятии предмета. И поэтому в совершенном индивидуаль-

ном понятии Петра или Иуды, если рассматривать его как возможное…

находятся и Богом созерцаются все события, которые с ними случатся,

как необходимые, так и случайные» [2, с. 139]. Следовательно, для мо-

нады монад, которая имеет совершенно отчетливое представление обо

всех вещах, все истины — аналитические. Для людей, монад низших

ступеней, истины будут казаться не аналитическими ровно настолько,

насколько имеются более смутные представления по сравнению с мо-

надой монад. Для людей аналитическая истинность какого-либо эмпи-

рического высказывания — дело их будущего бесконечного развития в

сторону предельной ясности представления тех вещей, которые затра-

гиваются в данном эмпирическом высказывании. Поэтому с практиче-

ской точки зрения необходимо поступать так, как если бы все истины

делились на аналитические и синтетические (хотя последнего термина

Лейбниц не употребляет, он его имеет в виду).

Таким образом, именно с практической точки зрения методоло-

гия Лейбница в отношении дихотомии аналитическое — синтетиче-

ское действительно вполне современна. Столь же современен Лейб-

ниц и во многих других важных методологических аспектах своего

учения. Он, например, вполне владеет понятием семантики возмож-

ных миров, различая необходимость и случайность (возможность)

как истинность во всех мыслимых мирах и истинность хотя бы в од-

ном мыслимом мире. Он придерживается современного критерия ис-

тинности естественно-научных теорий как их внутренней и внешней

непротиворечивости при минимальном количестве исходных посту-

латов. Кроме того, он формулирует и пользуется принципом тожде-

ства неразличимых (неразличимы — значит тождественны), который

в настоящее время используется во всех логических исчислениях как

один из постулатов, управляющих употреблением символа равенства.

Таким образом, в XXI в. Лейбниц не обнаружил бы ничего неожи-

данного в сфере современной философии науки. И в этом отношении

Лейбниц также опередил время более чем на 300 лет.

Такова в самых общих чертах концепция научного знания Лейб-

ница. С точки зрения состава знания она имманентна познающему

субъекту в силу убеждения философа (являющегося естественным

следствием его учения о предустановленной гармонии) в том, что все

истинные высказывания — случайные и необходимые, эмпирические

и теоретические (из них главным образом состоит знание) — суть

аналитические высказывания, т. е. не требующие при доказательстве

их истинности обращения ни к каким дополнительным источникам,