Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

Методологические аспекты экологической подготовки будущего инженера

Гуманитарный вестник

# 7·2016 7

охранное законодательство либо отсутствует вовсе, либо довольно

либерально, а население озабочено проблемами каждодневного выжи-

вания, а не вопросами экологии. И в этом плане особый интерес пред-

ставляет анализ политических, экологических, экономических про-

блем, которые возникают при внедрении той или иной якобы

экологически безопасной технологии в зарубежной практике [11].

Следует отметить, что основные теоретические положения зарубеж-

ной и отечественной методики имеют много общего.

Однако имеются и существенные различия, особенно в организа-

ции и проведении эксперимента, где центральным вопросом является

место проведения эксперимента с учетом требований безопасности.

Как правило, вначале осуществляется поиск готовых решений и без-

опасных технологий. Если это не дает результата, то приобретают па-

тенты и лицензии в данной сфере, иногда осуществляется промыш-

ленный шпионаж. В случае отказа в продаже патентов или при

недостаточном уровне эффективности и безопасности приобретенных

технологий создается исследовательская группа. Далее, при реализа-

ции тех или иных идей, результаты лабораторных исследований и

применение в реальном массовом производстве могут существенно

расходиться. Другими словами, в силу ряда причин новые технологии,

прекрасно работавшие в лабораторных условиях, при внедрении в

производство не дают ожидаемого эффекта или приводят к авариям с

разрушениями и человеческими жертвами.

В зарубежной практике проводятся определенные эксперименты

в странах третьего мира. Местный персонал и административные

структуры обычно не предупреждают о возможной опасности, исхо-

дящей от изучаемого объекта. В развивающихся странах низкая ква-

лификация работников не позволяет понять и проанализировать экс-

периментальный процесс, а значит и препятствовать проведению

работ. В данных условиях создаются новые креативные группы [12],

но уже из местного персонала, привлекаются наиболее талантливые,

способные, трудолюбивые, инициативные люди, но доступ ко всей

технологии им запрещен. Они обладают другим видением, ментали-

тетом, нестандартным подходом к решению тех или иных проблем,

что повышает эффективность творческого поиска, и, как показывает

практика, находят простые и недорогие способы решения. Такие ра-

ботники — дешевый интеллектуальный ресурс, многие из них рабо-

тают за чисто символическое материальное вознаграждение, либо их

интересует возможность обучения в университете или эмиграция

в индустриально развитые страны.

После экспериментальной обкатки отработанная технология внед-

ряется в массовое производство в промышленно развитых странах.

Цикл исследовательских работ закрывается, исследовательские орга-

низации ликвидируются, а их архивы и документация уничтожаются.