Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев, Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева

2

Гуманитарный вестник

# 7·2016

ятельности. Необходимость такой подготовки обоснована, с одной

стороны, принципиально междисциплинарным характером техниче-

ских наук и технического знания, реализующих структурное единство

естественнонаучного и социально-гуманитарного аспектов знаний [2,

3], а с другой — резко возросшими масштабами влияния современной

техносферы на экологические параметры существования современно-

го общества.

Категория «методология» имеет множество значений. Рассмот-

рим некоторые основные определения. Во-первых, методология —

это система общих теоретических принципов решения научных во-

просов. Во-вторых, методология — это учение о методах познания

и преобразования действительности, т. е. теория методов. В филосо-

фии под методологией понимают учение не только о научных, но

и о всеобщих методах познания и преобразования действительности.

Необходимо подчеркнуть, что современная методология уже не явля-

ется некой единой, целостной наукой, а расчленяется на отдельные

виды и разновидности методологии в зависимости от разрабатывае-

мых методов и конкретной области знания или практической дея-

тельности [4]. Другими словами, каждая наука или практическая

сфера разрабатывает свои методы исследования, где отражается кон-

кретная специфика данного предмета. Здесь общие философские

и общенаучные принципы конкретизируются уже применительно

к требованиям определенной науки и разрабатываются представите-

лями именно этой области. Такой тип методологии может быть

назван частно-научной методологией. Такая методология не пред-

ставляет собой некую самостоятельную область знания, а, как прави-

ло, органически входит в конкретные науки, являясь необходимой

компонентой их содержания [4].

Это не исключает того факта, что методы, разрабатываемые в

рамках той или иной конкретной науки, могут быть использованы

и в других науках. Например, некоторые методы математики, ин-

форматики, физики и др. Эта методология не является междисципли-

нарной, поскольку с самого начала была привязана к содержанию

определенной науки, в рамках которой и разрабатывался этот метод.

Но впоследствии при применении в других науках он начинает вы-

полнять междисциплинарную функцию.

Методология экологического познания представляет собой доста-

точно сложный объект исследования, еще недостаточно изученный.

Это связано с тем, что экология по сравнению с другими науками яв-

ляется довольно молодой. Поэтому и ее собственная методология, ка-

тегориальный аппарат, принципы, законы и методы слабо разработа-

ны. Авторы статьи также не ставят своей целью решение этих

проблем. Задача работы — показать значимость и эффективность от-