Гуманитарный вестник
# 7·2016 1
УДК 167:502.1:62 DOI 10.18698/2306-8477-2016-07-376
Методологические аспекты экологической подготовки
будущего инженера
© С.А. Лебедев, Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Обоснована актуальность подготовки будущих инженеров с экологической
направленностью, рассмотрен философско-методологический подход к решению
этой задачи. Выделены основные методологические принципы, такие как междис-
циплинарный, комплексный, системный подходы и др. Дан их анализ и показано
практическое значение в экологической подготовке будущих инженеров. Отмечено
значение формирования экологического мировоззрения и экологической ответ-
ственности будущих инженеров. Исследованы противоречия между экономиче-
скими и экологическими факторами на современном этапе. Дан критический ана-
лиз различных подходов решения этих противоречий. Отмечена необходимость
принятия решений в пользу экологических факторов.
Ключевые слова:
методология, метод, экология, экологическое образование, эко-
логическое мировоззрение, экологическая ответственность инженера.
На современном уровне развития науки и техники резко возросло
значение экологической ответственности инженерной деятельности.
Сегодня экологическая безопасность многих технических систем
и технологий вызывает серьезную озабоченность. Это особенно про-
является в таких отраслях, как ядерная энергетика, химическая про-
мышленность и др. Современному обществу нужны не просто про-
фессионально грамотные инженеры в чисто техническом отношении,
но и специалисты с развитой экологической ответственностью.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана экологическим аспектам уделяют серьез-
ное внимание при преподавании многих дисциплин. Например,в хи-
мии анализируют вредные воздействия на человека и окружающую
среду тяжелых металлов, которые широко используют в современ-
ном промышленном производстве [1]. В физике изучают такие физи-
ческие явления, как высокочастотный и низкочастотный ультразвук,
вибрации, электромагнитные поля и другие вредные факторы для че-
ловека и окружающей среды. В курсе философии большое внимание
уделяют мировоззренческим, политическим, методологическим аспек-
там в экологической подготовке будущего инженера. Очевидно, что
экологическая направленность будущего инженера — это комплексная
проблема, при решении которой требуется междисциплинарный под-
ход. И важная роль здесь принадлежит философии. Ее функция состо-
ит в формировании не только общей, но и экологической методологи-
ческой культуры будущего инженера, связанной с анализом и
решением экологических проблем и аспектов научно-технической де-