1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 7·2016 1

УДК 167:502.1:62 DOI 10.18698/2306-8477-2016-07-376

Методологические аспекты экологической подготовки

будущего инженера

© С.А. Лебедев, Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Обоснована актуальность подготовки будущих инженеров с экологической

направленностью, рассмотрен философско-методологический подход к решению

этой задачи. Выделены основные методологические принципы, такие как междис-

циплинарный, комплексный, системный подходы и др. Дан их анализ и показано

практическое значение в экологической подготовке будущих инженеров. Отмечено

значение формирования экологического мировоззрения и экологической ответ-

ственности будущих инженеров. Исследованы противоречия между экономиче-

скими и экологическими факторами на современном этапе. Дан критический ана-

лиз различных подходов решения этих противоречий. Отмечена необходимость

принятия решений в пользу экологических факторов.

Ключевые слова:

методология, метод, экология, экологическое образование, эко-

логическое мировоззрение, экологическая ответственность инженера.

На современном уровне развития науки и техники резко возросло

значение экологической ответственности инженерной деятельности.

Сегодня экологическая безопасность многих технических систем

и технологий вызывает серьезную озабоченность. Это особенно про-

является в таких отраслях, как ядерная энергетика, химическая про-

мышленность и др. Современному обществу нужны не просто про-

фессионально грамотные инженеры в чисто техническом отношении,

но и специалисты с развитой экологической ответственностью.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана экологическим аспектам уделяют серьез-

ное внимание при преподавании многих дисциплин. Например,в хи-

мии анализируют вредные воздействия на человека и окружающую

среду тяжелых металлов, которые широко используют в современ-

ном промышленном производстве [1]. В физике изучают такие физи-

ческие явления, как высокочастотный и низкочастотный ультразвук,

вибрации, электромагнитные поля и другие вредные факторы для че-

ловека и окружающей среды. В курсе философии большое внимание

уделяют мировоззренческим, политическим, методологическим аспек-

там в экологической подготовке будущего инженера. Очевидно, что

экологическая направленность будущего инженера — это комплексная

проблема, при решении которой требуется междисциплинарный под-

ход. И важная роль здесь принадлежит философии. Ее функция состо-

ит в формировании не только общей, но и экологической методологи-

ческой культуры будущего инженера, связанной с анализом и

решением экологических проблем и аспектов научно-технической де-