Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Методологические аспекты экологической подготовки будущего инженера

Гуманитарный вестник

# 7·2016 3

дельных методологических принципов, направленных на экологиче-

скую подготовку будущих инженеров.

Для обеспечения экологической безопасности разрабатываемых

технических систем и технологий необходимо внедрение современ-

ных достижений науки и техники. И в этом плане важным является

такой методологический тезис, как экологическая направленность

современного научного знания. Он означает, что цели и задачи как

естественнонаучных, так и общественных наук связываются или

должны обязательно связываться сегодня с экологической проблема-

тикой. В результате сама экология становится интегрирующей

наукой, так как в ее рамках осуществляется синтез научного знания

с точки зрения решения экологических проблем.

Впервые проблему экологической направленности научного зна-

ния поставил В.И. Вернадский, но он применил данный подход лишь

к отдельным областям науки (биологии и геохимии). Сегодня эта

проблема имеет более широкий и сложный характер. Резко выросли

уровень научного знания, взаимодействие и взаимосвязь между раз-

личными отраслями науки. На передний план анализа, оценки гло-

бального экологического состояния окружающей природной среды

выходят новые области науки, их методы. Например, широкое при-

менение сегодня находит экологический мониторинг, который имеет

междисциплинарный характер, включает подходы и методы различ-

ных наук, в том числе и математические методы обработки результа-

тов, которые здесь очень значимы. Следует осторожно подходить

к вопросу о значении, влиянии той или иной области знания в реше-

нии экологических проблем, не преуменьшая и не преувеличивая ее

достижений. Другими словами, для оценки экологической ситуации

требуется комплексный подход, т. е. одновременный анализ многих

экологически значимых факторов, и показатели следует дублировать

методами различных наук, которые подтверждали бы их истинность

независимым образом [5]. Только такой научный подход позволяет

предвидеть, а следовательно, и предотвратить те или иные экологи-

ческие последствия, что достаточно трудно, так как сегодня экологи-

ческая ситуация меняется очень быстро.

Как известно, в природе все составные элементы системы нахо-

дятся в гармонии и равновесии, которое нарушает лишь человеческая

деятельность. Природа не всегда успевает восстанавливаться, сказы-

вается ограниченность компенсаторных механизмов, саморегуляции,

а значит, начинаются процессы необратимого разрушения. И лишь

экологическая направленность научного знания в определенной сте-

пени дает возможность ограничить, а возможно, и предотвратить те

или иные негативные последствия неразумного вмешательства обще-

ства в окружающую среду. Но прогнозы в этом направлении различ-

ными учеными выдвигаются как оптимистичные, так и пессимистич-