Previous Page  5 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 14 Next Page
Page Background

Методологические аспекты экологической подготовки будущего инженера

Гуманитарный вестник

# 7·2016 5

и др. Междисциплинарный подход в определенной степени способ-

ствует предвидению экологических последствий, а значит их ограни-

чению и предотвращению [7]. Проблема не просто междисциплинар-

ного, а глубокого системного подхода в экологической подготовке

будущих инженеров давно назрела: об этом много говорится на раз-

личных совещаниях, но часто лишь декларативно. Реализация такого

подхода — действительно сложная задача, так как необходимо со-

здание системного видения экологических проблем, внутренней вза-

имосвязи экологического содержания различных технических дисци-

плин, разработка учебных пособий, скоординированных между собой

в описании различных областей знания с точки зрения экологической

проблематики. И здесь философии и методологии науки принадле-

жит важная роль, поскольку они формируют общую методологиче-

скую культуру будущих инженеров [4], ориентируют на системный

подход, понимание взаимосвязи, взаимозависимости экологических

процессов. Гуманитарный блок дисциплин направлен также на фор-

мирование у студентов политических, экономических, правовых и

других ориентиров, связанных с вопросами экологии. Он способ-

ствует критическому восприятию тех или иных популистских заяв-

лений. Политизация экологических проблем имеет неоднозначный

характер. Будущий инженер обязан понимать, когда те или иные эко-

логические проблемы используются в политических целях, а таких

примеров можно привести немало. И лишь научный подход, анализ

позволяют вычленить реально значимые моменты в популистских

программах при решении экологических вопросов.

Не затрагивая правовые формы регулирования экологических

процессов, следует отметить, что концепция решения экологических

проблем, соблюдение экологических нормативов в производственной

деятельности часто вступают в противоречие с экономическими ин-

тересами. Это противоречие в определенной степени должно решать-

ся с позиций современных научных достижений, которые, как прави-

ло, по экономическим причинам с большим трудом внедряются

в процесс производства [8]. Как известно, многие виды промышлен-

ного производства вызывают значительное загрязнение окружающей

среды. В ряде стран (в основном индустриально развитых) вводятся

штрафные санкции против предприятий-загрязнителей, и те предпо-

читают платить штрафы, а не внедрять экологически безопасные

технологии.

Экологическая направленность научного знания, системный,

комплексный, междисциплинарный подходы тесным образом связа-

ны с проблемой формирования экологического мировоззрения. Как

и категории «метод», «методология», понятие «мировоззрение» так-

же имеет множество значений. Часто термин «мировоззрение» упо-

требляется в качестве синонима философии, научное мировоззрение