Методологические аспекты экологической подготовки будущего инженера
Гуманитарный вестник
# 7·2016 5
и др. Междисциплинарный подход в определенной степени способ-
ствует предвидению экологических последствий, а значит их ограни-
чению и предотвращению [7]. Проблема не просто междисциплинар-
ного, а глубокого системного подхода в экологической подготовке
будущих инженеров давно назрела: об этом много говорится на раз-
личных совещаниях, но часто лишь декларативно. Реализация такого
подхода — действительно сложная задача, так как необходимо со-
здание системного видения экологических проблем, внутренней вза-
имосвязи экологического содержания различных технических дисци-
плин, разработка учебных пособий, скоординированных между собой
в описании различных областей знания с точки зрения экологической
проблематики. И здесь философии и методологии науки принадле-
жит важная роль, поскольку они формируют общую методологиче-
скую культуру будущих инженеров [4], ориентируют на системный
подход, понимание взаимосвязи, взаимозависимости экологических
процессов. Гуманитарный блок дисциплин направлен также на фор-
мирование у студентов политических, экономических, правовых и
других ориентиров, связанных с вопросами экологии. Он способ-
ствует критическому восприятию тех или иных популистских заяв-
лений. Политизация экологических проблем имеет неоднозначный
характер. Будущий инженер обязан понимать, когда те или иные эко-
логические проблемы используются в политических целях, а таких
примеров можно привести немало. И лишь научный подход, анализ
позволяют вычленить реально значимые моменты в популистских
программах при решении экологических вопросов.
Не затрагивая правовые формы регулирования экологических
процессов, следует отметить, что концепция решения экологических
проблем, соблюдение экологических нормативов в производственной
деятельности часто вступают в противоречие с экономическими ин-
тересами. Это противоречие в определенной степени должно решать-
ся с позиций современных научных достижений, которые, как прави-
ло, по экономическим причинам с большим трудом внедряются
в процесс производства [8]. Как известно, многие виды промышлен-
ного производства вызывают значительное загрязнение окружающей
среды. В ряде стран (в основном индустриально развитых) вводятся
штрафные санкции против предприятий-загрязнителей, и те предпо-
читают платить штрафы, а не внедрять экологически безопасные
технологии.
Экологическая направленность научного знания, системный,
комплексный, междисциплинарный подходы тесным образом связа-
ны с проблемой формирования экологического мировоззрения. Как
и категории «метод», «методология», понятие «мировоззрение» так-
же имеет множество значений. Часто термин «мировоззрение» упо-
требляется в качестве синонима философии, научное мировоззрение