Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев, Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева

4

Гуманитарный вестник

# 7·2016

ные. Поэтому возникает необходимость в разработке научно проана-

лизированной, объективной концепции экологической безопасности.

К сожалению, до сих пор экологическая озабоченность недостаточно

аргументирована, не является объектом пристального внимания всех

наук, экономики, политики и др., а экологическая угроза остается

в значительной степени предметом диспутов ученых.

Следующий методологический принцип связан с системным

подходом [6]. Известно, что познание не может осуществляться хао-

тически: оно подчиняется определенным закономерностям, систем-

ности, что особенно важно для описания и прогнозирования экологи-

ческих явлений и процессов. В экологии нельзя решать проблемы

линейно и последовательно, здесь с самого начала требуется систем-

ный подход. Разные науки по-разному связаны с экологией, каждая

из них имеет свои способы, формы и методы отражения экологиче-

ской ситуации, их соотношение и влияние в каждый исторический

период меняются. Эти изменения должны найти свое отражение и

в анализе конкретных экологических процессов. Однако динамика

изменений определяется не только внутренними законами тех или

иных экологических систем, но и степенью антропогенного воздей-

ствия. Процесс развития научного знания, взаимодействие между

различными областями науки в определенной степени дают адекват-

ное отражение той или иной конкретной экологической ситуации.

Методологическое значение философии заключается здесь в нахож-

дении общих сторон, принципов, позволяющих связывать их в си-

стему, вырабатывать целостное представление органического един-

ства различных научных данных. Разумеется, процесс анализа,

синтеза, взаимодействия между научными результатами осуществля-

ется одновременно. Это обоюдный процесс как для науки, так и для

экологии. И экология использует результаты этого взаимодействия.

Следует отметить, что это не только суммарная совокупность знаний,

а целостная система, которая включает и антропогенное воздействие.

Иногда новое научное открытие может существенно изменить пред-

ставление о взаимосвязи, взаимозависимости тех или иных природ-

ных процессов, их значимости в экологической ситуации. Наука зна-

ет множество подобных примеров.

Экологическая направленность научного знания, системный под-

ход важен и при экологической подготовке будущих инженеров. На

практике, как правило, системный метод применяется лишь в форме

междисциплинарного подхода. Хотя и он, безусловно, является до-

статочно значимым звеном в подготовке инженера с экологической

ориентацией в практической и теоретической деятельности. Причем

часто используются дисциплины, которые входят в программу тех-

нического университета, не только физика, химия, которые упомина-

лись выше, но и металловедение, сварка, литейное производство