С.А. Лебедев, Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева
4
Гуманитарный вестник
# 7·2016
ные. Поэтому возникает необходимость в разработке научно проана-
лизированной, объективной концепции экологической безопасности.
К сожалению, до сих пор экологическая озабоченность недостаточно
аргументирована, не является объектом пристального внимания всех
наук, экономики, политики и др., а экологическая угроза остается
в значительной степени предметом диспутов ученых.
Следующий методологический принцип связан с системным
подходом [6]. Известно, что познание не может осуществляться хао-
тически: оно подчиняется определенным закономерностям, систем-
ности, что особенно важно для описания и прогнозирования экологи-
ческих явлений и процессов. В экологии нельзя решать проблемы
линейно и последовательно, здесь с самого начала требуется систем-
ный подход. Разные науки по-разному связаны с экологией, каждая
из них имеет свои способы, формы и методы отражения экологиче-
ской ситуации, их соотношение и влияние в каждый исторический
период меняются. Эти изменения должны найти свое отражение и
в анализе конкретных экологических процессов. Однако динамика
изменений определяется не только внутренними законами тех или
иных экологических систем, но и степенью антропогенного воздей-
ствия. Процесс развития научного знания, взаимодействие между
различными областями науки в определенной степени дают адекват-
ное отражение той или иной конкретной экологической ситуации.
Методологическое значение философии заключается здесь в нахож-
дении общих сторон, принципов, позволяющих связывать их в си-
стему, вырабатывать целостное представление органического един-
ства различных научных данных. Разумеется, процесс анализа,
синтеза, взаимодействия между научными результатами осуществля-
ется одновременно. Это обоюдный процесс как для науки, так и для
экологии. И экология использует результаты этого взаимодействия.
Следует отметить, что это не только суммарная совокупность знаний,
а целостная система, которая включает и антропогенное воздействие.
Иногда новое научное открытие может существенно изменить пред-
ставление о взаимосвязи, взаимозависимости тех или иных природ-
ных процессов, их значимости в экологической ситуации. Наука зна-
ет множество подобных примеров.
Экологическая направленность научного знания, системный под-
ход важен и при экологической подготовке будущих инженеров. На
практике, как правило, системный метод применяется лишь в форме
междисциплинарного подхода. Хотя и он, безусловно, является до-
статочно значимым звеном в подготовке инженера с экологической
ориентацией в практической и теоретической деятельности. Причем
часто используются дисциплины, которые входят в программу тех-
нического университета, не только физика, химия, которые упомина-
лись выше, но и металловедение, сварка, литейное производство