Г.И. Ловецкий
6
Гуманитарный вестник
# 6·2016
•
внутренний — резкий рост издержек, в том числе связанный
с социально оправданной попыткой повысить заработную плату пре-
подавателей;
•
демографический — выраженный спад студенческих контин-
гентов, необходимость сокращения вузовской сети.
Не обладая столь обширными полномочиями экспертов, как
наши авторы, мы затрудняемся комментировать эти положения, за-
метив лишь, что ни одно из них не попадает в цель, поскольку не
имеет отношения к сути вопроса.
Всемирный форум по инженерному образованию (Флоренция,
2015 г.), судя по публикации, не затронул фундаментальных про-
блем, подчеркнув лишь, что решение гуманитарных проблем обще-
ства становится базисной задачей подготовки инженера, выводя тем
самым инженерную профессию в разряд культурологических [12].
Нам также трудно комментировать это положение.
В исследовании [13] констатируется, что если прежде изменение
академической среды являлось стимулом общественных перемен, то
теперь, наоборот, система образования как бы исчерпала возможно-
сти своего развития и находится в ситуации неопределенности. Вари-
антом решения назревших проблем может быть опережающее обра-
зование, в рамках которого индивид изначально обучается на базе
инновационных знаний и навыков профессии, актуальной на момент
окончания им учебного заведения, однако это важное, на наш взгляд,
положение авторы оставляют без внимания.
Что же следует отнести к основаниям? В отличие от неторопли-
вых процессов человеческого мышления, о которых писал Ф. Бэкон,
здесь нам на помощь придет практически наш современник Т. Кун
с его анализом научно-технических революций, суть которых он нахо-
дил в смене языка описания мира: механистический — электродина-
мический — релятивистский, однако все это языки одной науки — фи-
зики. Между тем имеются явления гораздо более масштабные в мень-
шей мере подверженные субъективной оценке ученого: в физике до
настоящего времени доминирует модель атома, опирающаяся на пси-
функцию Э. Шредингера, а уже в 1970-х годах польский физик
М. Грызинский обосновал вывод о том, что электрон есть универсаль-
ный компонент вещества, что атом содержит тяжелое точечное ядро.
Это как раз и означало, что принятая в физике картина существования
электронов в виде облака пси-функции на самом деле является неадек-
ватным, ошибочным представлением, электроны движутся вокруг яд-
ра радиально [14].
Что мы тем самым сказали? То, что отдельные науки, даже физика,
не могут выступать основаниями для такого сложного объекта, как
подготовка новых поколений ученых и исследователей, которые с