Previous Page  6 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 15 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

6

Гуманитарный вестник

# 6·2016

внутренний — резкий рост издержек, в том числе связанный

с социально оправданной попыткой повысить заработную плату пре-

подавателей;

демографический — выраженный спад студенческих контин-

гентов, необходимость сокращения вузовской сети.

Не обладая столь обширными полномочиями экспертов, как

наши авторы, мы затрудняемся комментировать эти положения, за-

метив лишь, что ни одно из них не попадает в цель, поскольку не

имеет отношения к сути вопроса.

Всемирный форум по инженерному образованию (Флоренция,

2015 г.), судя по публикации, не затронул фундаментальных про-

блем, подчеркнув лишь, что решение гуманитарных проблем обще-

ства становится базисной задачей подготовки инженера, выводя тем

самым инженерную профессию в разряд культурологических [12].

Нам также трудно комментировать это положение.

В исследовании [13] констатируется, что если прежде изменение

академической среды являлось стимулом общественных перемен, то

теперь, наоборот, система образования как бы исчерпала возможно-

сти своего развития и находится в ситуации неопределенности. Вари-

антом решения назревших проблем может быть опережающее обра-

зование, в рамках которого индивид изначально обучается на базе

инновационных знаний и навыков профессии, актуальной на момент

окончания им учебного заведения, однако это важное, на наш взгляд,

положение авторы оставляют без внимания.

Что же следует отнести к основаниям? В отличие от неторопли-

вых процессов человеческого мышления, о которых писал Ф. Бэкон,

здесь нам на помощь придет практически наш современник Т. Кун

с его анализом научно-технических революций, суть которых он нахо-

дил в смене языка описания мира: механистический — электродина-

мический — релятивистский, однако все это языки одной науки — фи-

зики. Между тем имеются явления гораздо более масштабные в мень-

шей мере подверженные субъективной оценке ученого: в физике до

настоящего времени доминирует модель атома, опирающаяся на пси-

функцию Э. Шредингера, а уже в 1970-х годах польский физик

М. Грызинский обосновал вывод о том, что электрон есть универсаль-

ный компонент вещества, что атом содержит тяжелое точечное ядро.

Это как раз и означало, что принятая в физике картина существования

электронов в виде облака пси-функции на самом деле является неадек-

ватным, ошибочным представлением, электроны движутся вокруг яд-

ра радиально [14].

Что мы тем самым сказали? То, что отдельные науки, даже физика,

не могут выступать основаниями для такого сложного объекта, как

подготовка новых поколений ученых и исследователей, которые с