1 / 15 Next Page
Information
Show Menu
1 / 15 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 6·2016 1

УДК 001:1 DOI 10.18698/2306-8477-2016-06-370

Социально-философские аспекты

современного инженерно-технического образования

© Г.И. Ловецкий

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия

Проведен социально-философский анализ ведущих тенденций развития технических

университетов. Показано, что их будущее определяется главным объектом науки,

в качестве которого сегодня начинает доминировать жизнь как высший объект

в иерархии предметов и явлений, изучаемых науками. Новое содержание образования

предполагает инновационные методы подготовки инженерно-технических кадров

на основе фундаментальной и прикладной моделей обучения.

Ключевые слова:

инженерно-техническое образование, главный объект науки,

фундаментальная и прикладная модель обучения.

Ответственность перед поколениями, вступающими в професси-

ональную жизнь, и обществом, которое хотело бы жить достойно,

предполагает высокую обеспокоенность власти о состоянии инже-

нерно-технического образования как ведущего фактора экономиче-

ского благополучия нации и ее лидирующих позиций в наукоемких

производствах. Современное инженерно-техническое образование —

это сочетание знаний в области естественных и технических наук,

цель которого — создать у студентов адекватное представление

о способах применения указанных знаний к производству техниче-

ских устройств и машин.

Социально-философский анализ современного инженерно-техни-

ческого образования направлен на выявление причин, препятствую-

щих приоритетному развитию высшей инженерной школы страны,

такого уровня иерархии, который устанавливает подлинные основа-

ния. Исследуем вначале внутренние, а затем и внешние факторы,

влияющие на положение дел в сфере высшего образования.

Анализируя внутренние факторы, мы могли бы вслед за Ф. Бэко-

ном повторить, что трезвой оценке наслоившихся проблем в данном

вопросе мешают некие «идолы», порожденные нашим превратным

пониманием реальности.

Избегая прямых аналогий с мнением английского философа, из-

ложенного им 400 лет назад, выделим первый «идол» — инерциаль-

ность мышления, которая проявляется в ностальгии по преимуще-

ствам русского инженерного образования конца XIX — середины

XX столетия и в недоумении по поводу того, что эти достижения

остаются незамеченными для интеллектуальной элиты других стран,

и, следовательно, невостребованными западными университетами.