Previous Page  4 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 15 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

4

Гуманитарный вестник

# 6·2016

Шестой технологический уклад, в который вступает человечество,

характеризуется освоением генетических, био- и нанотехнологий,

а также квантовых компьютеров и композиционных материалов. Сре-

ди важнейших компонентов, которые будут определять успех страны

на этом пути, — современные университеты и надлежащее качество

подготовки в них специалистов, продвигающих новые технологии.

Автор обращается к мнению Я.И. Кузьминова, одного из идеологов

модернизации российского образования, в надежде, что найдет у него

ответы на проблемные вопросы, однако надлежащих выводов не по-

лучается, поскольку идеология касается преимущественно структур-

ных вопросов и финансовых механизмов функционирования высшей

школы. И это не случайно, поскольку политика государства в сфере

образования исходит из приоритетов, не связанных с ее сущностными

задачами, или, по крайней мере, преподносит их весьма специфиче-

ским образом, а технологические уклады не представляют собой цик-

личности более широкого и фундаментального значения, как, скажем,

периодичность солнечно-земных связей, которая относятся к эмпири-

ческим обобщениям первого рода.

В роли идеологов нового технологического уклада для россий-

ской экономики выступили М.В. Ковальчук и О.С. Нарайкин [7]. Они

полагают, что в конце XX в. цивилизационный кризис, который по-

нимается авторами как мотивация человека к покорению природы

вплоть до нарушения ее естественной эволюции, перешел в новую,

системную фазу, проявляясь как экологический, ресурсный, эконо-

мический, социально-политический, финансовый. В рамках таких

глобальных проектов, как атомный и космический, зарождались но-

вые отрасли производства, однако они развивались по собственной

логике. Нам, пишут авторы, предстоит сформировать новую ноосфе-

ру, где техносфера будет пограничной составляющей биосферы. Пы-

таясь ответить на вопрос о том, как можно осуществить этот проект

(которого, собственно, еще и нет), авторы, пробегая путь человече-

ства от архаики до проектов освоения Луны и Марса, выходят на все

тот же путь интеграции наук и технологий с новым акцентом на со-

зидание природоподобных технических систем, формирование каче-

ственно новой техносферы, которая станет частью природы. Новые

черты науке и технике XXI в. придают нанотехнологии, которые ин-

тенсивно взаимодополняются достижениями молекулярной биоло-

гии, биоинженерии, генной инженерии. В рассуждениях авторов не-

мало позитивных моментов, они связывают происходящие глобаль-

ные преобразования в истории человечества с новым этапом в

развитии наук и технологий, которые весьма далеки от политики,

а потому могут считаться базовыми для культуры и образования. Од-

нако остается недосказанным весьма важный момент — что же объ-

единяет науки и технологии, каков их общий объект?