Г.И. Ловецкий
4
Гуманитарный вестник
# 6·2016
Шестой технологический уклад, в который вступает человечество,
характеризуется освоением генетических, био- и нанотехнологий,
а также квантовых компьютеров и композиционных материалов. Сре-
ди важнейших компонентов, которые будут определять успех страны
на этом пути, — современные университеты и надлежащее качество
подготовки в них специалистов, продвигающих новые технологии.
Автор обращается к мнению Я.И. Кузьминова, одного из идеологов
модернизации российского образования, в надежде, что найдет у него
ответы на проблемные вопросы, однако надлежащих выводов не по-
лучается, поскольку идеология касается преимущественно структур-
ных вопросов и финансовых механизмов функционирования высшей
школы. И это не случайно, поскольку политика государства в сфере
образования исходит из приоритетов, не связанных с ее сущностными
задачами, или, по крайней мере, преподносит их весьма специфиче-
ским образом, а технологические уклады не представляют собой цик-
личности более широкого и фундаментального значения, как, скажем,
периодичность солнечно-земных связей, которая относятся к эмпири-
ческим обобщениям первого рода.
В роли идеологов нового технологического уклада для россий-
ской экономики выступили М.В. Ковальчук и О.С. Нарайкин [7]. Они
полагают, что в конце XX в. цивилизационный кризис, который по-
нимается авторами как мотивация человека к покорению природы
вплоть до нарушения ее естественной эволюции, перешел в новую,
системную фазу, проявляясь как экологический, ресурсный, эконо-
мический, социально-политический, финансовый. В рамках таких
глобальных проектов, как атомный и космический, зарождались но-
вые отрасли производства, однако они развивались по собственной
логике. Нам, пишут авторы, предстоит сформировать новую ноосфе-
ру, где техносфера будет пограничной составляющей биосферы. Пы-
таясь ответить на вопрос о том, как можно осуществить этот проект
(которого, собственно, еще и нет), авторы, пробегая путь человече-
ства от архаики до проектов освоения Луны и Марса, выходят на все
тот же путь интеграции наук и технологий с новым акцентом на со-
зидание природоподобных технических систем, формирование каче-
ственно новой техносферы, которая станет частью природы. Новые
черты науке и технике XXI в. придают нанотехнологии, которые ин-
тенсивно взаимодополняются достижениями молекулярной биоло-
гии, биоинженерии, генной инженерии. В рассуждениях авторов не-
мало позитивных моментов, они связывают происходящие глобаль-
ные преобразования в истории человечества с новым этапом в
развитии наук и технологий, которые весьма далеки от политики,
а потому могут считаться базовыми для культуры и образования. Од-
нако остается недосказанным весьма важный момент — что же объ-
единяет науки и технологии, каков их общий объект?