Previous Page  11 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 15 Next Page
Page Background

Социально-философские аспекты современного инженерно-технического образования

Гуманитарный вестник

# 6·2016 11

Нас будет интересовать, насколько университеты учитывают

наблюдающийся поворот в понимании главного объекта науки.

Фундаментальные принципы Берлинского университета имени

Гумбольдта, созданного как антипод уходящей эпохи, корни которой

простираются вглубь времен не только до Просвещения, но вплоть до

средневековых концептуальных положений, — это академическая

свобода, единство исследования и преподавания. Отсюда проистека-

ет единство науки, научного познания как единого метода для есте-

ственных и гуманитарных наук [25]. Прошло сто лет, и М. Шелер,

поднимая проблему ценностей и указывая на шаткость духовно-

нравственных основ западной цивилизации, фиксирует, что у совре-

менного человека складывается картина необъятной и непрерывно

взаимосвязанной системы движения (от мозга и легких до Солнца

и созвездий), отдельные органические единства которых вычленяют-

ся посредством того, что разумные «я» обеспечивают их движение

как подсистем. Из этой неестественной картины уже исключено все,

что называется жизнью и жизненной ценностью [26, с. 190].

Наука XXI столетия во многом следует в фарватере этих идей.

В экономике, сложной саморазвивающийся системе, как подвержен-

ной внешним воздействиям, так и испытывающей внутренние им-

пульсы саморазвития, тем не менее принято обращать внимание на

роль внутреннего механизма формирования циклических колебаний

цен на товары и индексов экономического роста. При этом исследо-

ватели [27] все же замечают, что нижние фазы циклической волны

(1861–1862, 1882–1884, 1905–1907 гг.) совпадают с периодами повы-

шенной политической деятельности масс, наиболее частых неурожаев

и роста солнечной активности, что, по мнению А.Л. Чижевского, до-

статочно тесно взаимосвязано. С активностью Солнца связаны все об-

щественные явления в Европе с 1905 по 2012 г. Новая технологическая

волна ориентирована на медицину, генные, био- и нанотехнологии,

квантовые принципы работы компьютеров, новую энергетику, новые

композиционные материалы, эта волна начнет распространяться по

миру с 2020 г., и если Россия вновь встретит ее при сокращающейся

численности научно-педагогических кадров, она опять окажется на

обочине мировой истории в переделах 50–70 лет.

Итак, с созданием основ квантовой механики в естественных

науках обозначился поворот к исследованиям механизмов взаимо-

действия космофизических факторов и биологических объектов,

главным объектом науки стала жизнь как высший объект в иерархии

предметов и явлений Вселенной.

Мы согласны с мнением экспертов о том, что человечество всту-

пает в принципиально новый этап развития, это предполагает, что

высшая школа призвана, с одной стороны, формировать потенциал

знаний у студентов с перспективой на 100–150 лет, и для этого на са-