Социально-философские аспекты современного инженерно-технического образования
Гуманитарный вестник
# 6·2016 11
Нас будет интересовать, насколько университеты учитывают
наблюдающийся поворот в понимании главного объекта науки.
Фундаментальные принципы Берлинского университета имени
Гумбольдта, созданного как антипод уходящей эпохи, корни которой
простираются вглубь времен не только до Просвещения, но вплоть до
средневековых концептуальных положений, — это академическая
свобода, единство исследования и преподавания. Отсюда проистека-
ет единство науки, научного познания как единого метода для есте-
ственных и гуманитарных наук [25]. Прошло сто лет, и М. Шелер,
поднимая проблему ценностей и указывая на шаткость духовно-
нравственных основ западной цивилизации, фиксирует, что у совре-
менного человека складывается картина необъятной и непрерывно
взаимосвязанной системы движения (от мозга и легких до Солнца
и созвездий), отдельные органические единства которых вычленяют-
ся посредством того, что разумные «я» обеспечивают их движение
как подсистем. Из этой неестественной картины уже исключено все,
что называется жизнью и жизненной ценностью [26, с. 190].
Наука XXI столетия во многом следует в фарватере этих идей.
В экономике, сложной саморазвивающийся системе, как подвержен-
ной внешним воздействиям, так и испытывающей внутренние им-
пульсы саморазвития, тем не менее принято обращать внимание на
роль внутреннего механизма формирования циклических колебаний
цен на товары и индексов экономического роста. При этом исследо-
ватели [27] все же замечают, что нижние фазы циклической волны
(1861–1862, 1882–1884, 1905–1907 гг.) совпадают с периодами повы-
шенной политической деятельности масс, наиболее частых неурожаев
и роста солнечной активности, что, по мнению А.Л. Чижевского, до-
статочно тесно взаимосвязано. С активностью Солнца связаны все об-
щественные явления в Европе с 1905 по 2012 г. Новая технологическая
волна ориентирована на медицину, генные, био- и нанотехнологии,
квантовые принципы работы компьютеров, новую энергетику, новые
композиционные материалы, эта волна начнет распространяться по
миру с 2020 г., и если Россия вновь встретит ее при сокращающейся
численности научно-педагогических кадров, она опять окажется на
обочине мировой истории в переделах 50–70 лет.
Итак, с созданием основ квантовой механики в естественных
науках обозначился поворот к исследованиям механизмов взаимо-
действия космофизических факторов и биологических объектов,
главным объектом науки стала жизнь как высший объект в иерархии
предметов и явлений Вселенной.
Мы согласны с мнением экспертов о том, что человечество всту-
пает в принципиально новый этап развития, это предполагает, что
высшая школа призвана, с одной стороны, формировать потенциал
знаний у студентов с перспективой на 100–150 лет, и для этого на са-