Г.И. Ловецкий
2
Гуманитарный вестник
# 6·2016
Разумеется, это не так: все созданное отечественной инженерно-
технической школой МГТУ им. Н.Э. Баумана и Московским физико-
техническим институтом было внимательно изучено и плодотворно
использовано западными университетами, благо эмиграция русских
за рубеж в XX в. была беспрецедентной за всю историю страны. Фи-
лософия подготовки специалистов в Массачусетском технологиче-
ском институте отражена в его девизе «головой и руками», что явля-
ется точной копией русского способа подготовки инженеров в первой
половине XX в. Вызывает недоумение нежелание признать тот факт,
что мир ушел вперед и реалии дня принципиально иные, нежели 50
лет назад.
Второй «идол» — явление последнего времени — некомпетент-
ность и невосприимчивость властвующих элит к глубокому анализу
процессов и явлений, происходящих в науке и технологиях примени-
тельно к задачам высшего инженерно-технического образования.
В отличие от западных аналогов отечественная высшая школа нахо-
дится под патронатом государства, которое и призвано решать ее за-
дачи, пока не создаст механизм саморазвития вузов с участием круп-
ного капитала. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны,
нет недостатка в решениях по этому вопросу на всех уровнях власти,
но с другой — нет и реальных дел. В качестве примера сошлемся на
наш неудачный опыт: в 2012 г. ведущие преподаватели и ученые Ка-
лужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана в инициативном порядке
предложили органам государственной власти Калужской области ме-
роприятия по развитию филиала технического университета и модель
регионального центра профессиональной ориентации школьников.
Возражения отраслевых министерств сводились к тому, что вся не-
обходимая работа уже ведется, ей надо придать новый импульс.
В результате региональное министерство образования и науки, по
сути, заблокировало поступившие предложения. Возможно, что это
не такая уж редкая практика, руководителю региона легче судить об
этом, однако такой маневр был применен к стратегическому направ-
лению развития региона, и этот пример очень настораживает.
На роль третьего «идола» претендует подмена понятий, свой-
ственная мышлению, которое имеет дело с основаниями, а мыслит
деталями. Рассмотрим публикации последних лет по этому важному
вопросу. Как правило, принципиальная позиция заключается в том,
что [1]:
•
технологии так быстро меняются, что и на 10 лет прогнозиро-
вать подготовку инженерных кадров сложно, среди отраслей выде-
ляются робототехника, производство новых материалов, биотехноло-
гии, медицина, инжиниринг и дизайн;