Previous Page  2 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 15 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

2

Гуманитарный вестник

# 6·2016

Разумеется, это не так: все созданное отечественной инженерно-

технической школой МГТУ им. Н.Э. Баумана и Московским физико-

техническим институтом было внимательно изучено и плодотворно

использовано западными университетами, благо эмиграция русских

за рубеж в XX в. была беспрецедентной за всю историю страны. Фи-

лософия подготовки специалистов в Массачусетском технологиче-

ском институте отражена в его девизе «головой и руками», что явля-

ется точной копией русского способа подготовки инженеров в первой

половине XX в. Вызывает недоумение нежелание признать тот факт,

что мир ушел вперед и реалии дня принципиально иные, нежели 50

лет назад.

Второй «идол» — явление последнего времени — некомпетент-

ность и невосприимчивость властвующих элит к глубокому анализу

процессов и явлений, происходящих в науке и технологиях примени-

тельно к задачам высшего инженерно-технического образования.

В отличие от западных аналогов отечественная высшая школа нахо-

дится под патронатом государства, которое и призвано решать ее за-

дачи, пока не создаст механизм саморазвития вузов с участием круп-

ного капитала. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны,

нет недостатка в решениях по этому вопросу на всех уровнях власти,

но с другой — нет и реальных дел. В качестве примера сошлемся на

наш неудачный опыт: в 2012 г. ведущие преподаватели и ученые Ка-

лужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана в инициативном порядке

предложили органам государственной власти Калужской области ме-

роприятия по развитию филиала технического университета и модель

регионального центра профессиональной ориентации школьников.

Возражения отраслевых министерств сводились к тому, что вся не-

обходимая работа уже ведется, ей надо придать новый импульс.

В результате региональное министерство образования и науки, по

сути, заблокировало поступившие предложения. Возможно, что это

не такая уж редкая практика, руководителю региона легче судить об

этом, однако такой маневр был применен к стратегическому направ-

лению развития региона, и этот пример очень настораживает.

На роль третьего «идола» претендует подмена понятий, свой-

ственная мышлению, которое имеет дело с основаниями, а мыслит

деталями. Рассмотрим публикации последних лет по этому важному

вопросу. Как правило, принципиальная позиция заключается в том,

что [1]:

технологии так быстро меняются, что и на 10 лет прогнозиро-

вать подготовку инженерных кадров сложно, среди отраслей выде-

ляются робототехника, производство новых материалов, биотехноло-

гии, медицина, инжиниринг и дизайн;