Previous Page  3 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 15 Next Page
Page Background

Социально-философские аспекты современного инженерно-технического образования

Гуманитарный вестник

# 6·2016 3

необходимо выделить направления подготовки инженеров, ос-

нованные на принципах меж- и мультидисциплинарности, базирую-

щихся в первую очередь на глубоком, фундаментальном физико-

математическом образовании. Основная компетенция таких инжене-

ров — создание новых конкурентоспособных продуктов на основе

интеграции достижений в различных областях знаний и передовых

наукоемких технологий;

информация устаревает быстро, в основе образования должны

находиться фундаментальные законы природы и ее понимание (в це-

лом), необходимо, чтобы выпускники владели самыми современными,

продвинутыми знаниями, которые получило сегодня человечество;

технические университеты должны готовить инженеров, вла-

деющих высокими технологиями, методологией анализа информа-

ции, открывающих новые горизонты для непрерывного и быстрого

развития. При этом соотношение между практическими и теоретиче-

скими занятиями должно составлять 70:30, а число инженеров-

исследователей в общем объеме выпускников —15:85.

В исследованиях [2] признается, что инноватика учебного про-

цесса в вузе определяется способами мышления и деятельности сту-

дента, и поскольку инженер как творец новой сложной техники

в XXI в. не может быть узким специалистом, инженерное дело стано-

вится своего рода гуманитарной деятельностью. Вместе с тем отме-

чается [3], что над гуманитарными науками нависла реальная угроза

быть отторгнутыми в связи с их непрагматическим вкладом в про-

фессиональные компетенции, которые разработаны с позиций есте-

ственных и технических наук с их явной ориентацией на функцио-

нальную связь будущей специальности студента с рабочими местами

на заводах. Отсюда делается вывод о том, что само понятие гумани-

тарных наук необходимо расширить и пересмотреть, однако кон-

кретных предложений в публикациях не высказывается.

По мнению А.О. Карпова [4], российское образование неспособ-

но эффективно отрабатывать вопросы будущей профессиональной

деятельности, а следовательно, и инновационной системы общества,

и главная проблема российской высшей школы кроется в методах

и содержании, которые необходимо существенно обновить. Но какие

базовые принципы должны быть положены в новое содержание обра-

зования, исследователь, как и авторы, которых он цитирует [5], не

уточняет.

Для понимания внешних факторов, которые определяют условия

развития образования и его динамику, Е.В. Романов [6] предлагает

обратиться к такому явлению, как экономические циклы Н.Д. Кон-

дратьева и связанные с ними технологические уклады, которые яв-

ляются универсальными для цивилизации начиная с 1810-х годов,

когда наступила эпоха промышленного освоения каменного угля.