Социально-философские аспекты современного инженерно-технического образования
Гуманитарный вестник
# 6·2016 3
•
необходимо выделить направления подготовки инженеров, ос-
нованные на принципах меж- и мультидисциплинарности, базирую-
щихся в первую очередь на глубоком, фундаментальном физико-
математическом образовании. Основная компетенция таких инжене-
ров — создание новых конкурентоспособных продуктов на основе
интеграции достижений в различных областях знаний и передовых
наукоемких технологий;
•
информация устаревает быстро, в основе образования должны
находиться фундаментальные законы природы и ее понимание (в це-
лом), необходимо, чтобы выпускники владели самыми современными,
продвинутыми знаниями, которые получило сегодня человечество;
•
технические университеты должны готовить инженеров, вла-
деющих высокими технологиями, методологией анализа информа-
ции, открывающих новые горизонты для непрерывного и быстрого
развития. При этом соотношение между практическими и теоретиче-
скими занятиями должно составлять 70:30, а число инженеров-
исследователей в общем объеме выпускников —15:85.
В исследованиях [2] признается, что инноватика учебного про-
цесса в вузе определяется способами мышления и деятельности сту-
дента, и поскольку инженер как творец новой сложной техники
в XXI в. не может быть узким специалистом, инженерное дело стано-
вится своего рода гуманитарной деятельностью. Вместе с тем отме-
чается [3], что над гуманитарными науками нависла реальная угроза
быть отторгнутыми в связи с их непрагматическим вкладом в про-
фессиональные компетенции, которые разработаны с позиций есте-
ственных и технических наук с их явной ориентацией на функцио-
нальную связь будущей специальности студента с рабочими местами
на заводах. Отсюда делается вывод о том, что само понятие гумани-
тарных наук необходимо расширить и пересмотреть, однако кон-
кретных предложений в публикациях не высказывается.
По мнению А.О. Карпова [4], российское образование неспособ-
но эффективно отрабатывать вопросы будущей профессиональной
деятельности, а следовательно, и инновационной системы общества,
и главная проблема российской высшей школы кроется в методах
и содержании, которые необходимо существенно обновить. Но какие
базовые принципы должны быть положены в новое содержание обра-
зования, исследователь, как и авторы, которых он цитирует [5], не
уточняет.
Для понимания внешних факторов, которые определяют условия
развития образования и его динамику, Е.В. Романов [6] предлагает
обратиться к такому явлению, как экономические циклы Н.Д. Кон-
дратьева и связанные с ними технологические уклады, которые яв-
ляются универсальными для цивилизации начиная с 1810-х годов,
когда наступила эпоха промышленного освоения каменного угля.