О здоровьесберегающей функции современных образовательных технологий
1
УДК 378
О здоровьесберегающей функции
современных образовательных технологий
И.Н. Пиотровская, Т.В. Попова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Рассмотрены основные современные образовательные технологии применительно
к конкретным учебным дисциплинам, читаемым в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Основ-
ное внимание обращено на здоровьесберегающую функцию, позволяющую значи-
тельно улучшить качество учебного процесса. Рассмотрено практическое приме-
нение методов и технологий интерактивного общения в курсах дисциплин «Осно-
вы оптики» и «Информационные и измерительные голографические системы».
Ключевые слова:
образовательные технологии, здоровьесберегающая функция,
методы обучения, свойства материала.
Тенденции развития современных образовательных технологий
напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей
самореализации личности. В документах ЮНЕСКО технология обу-
чения рассматривается как системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с уче-
том технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодей-
ствия.
Образовательные технологии включают в себя как педагогиче-
ские, так и информационные технологии. Под понятием «педагогиче-
ская технология» имеется в виду определенное нормированное
устройство учебного процесса или учебной деятельности, которое
целевым образом меняет учащихся или позволяет им измениться са-
мостоятельно. Современные технологии, в том числе и педагогиче-
ские, призваны повышать качество жизни, профессиональной дея-
тельности, образования.
Современные образовательные технологии должны обладать сле-
дующими характеристиками [1]:
• гуманность: технологии должны улучшать качество образо-
вания;
• эффективность: технологии должны быть результативными,
т. е. давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их при-
менения;
• наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное
обоснование, научное сопровождение в процессе их применения;
• универсальность: технологии должны иметь широкое примене-
ние, быть пригодными для разных учебных предметов и для разных
ступеней обучения;