И.Н. Пиотровская, Т.В. Попова
4
чески всех дальнейших дисциплин, изучаемых на кафедре, и от того,
как студент освоит эти основополагающие явления, зависит его ком-
петентность как инженера-оптика;
• осмысленность: так как дисциплина читается после курсов
«Общая физика» и «Высшая математика», то осмысление студентами
лекционного материала не вызывает сложности.
Кроме лекций, курс «Основы оптики» включает и семинарские
занятия, которые служат основой для закрепления теоретического
материала и развивают навыки применения этих знаний на практике.
Учитывая специфику дисциплины, сложно остановиться на при-
менении какой-либо одной технологии обучения, поэтому при прове-
дении практических (семинарских) занятий применяется совокупность
нескольких технологий. В неявном виде применяются технологии
личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, диа-
логовая (рефлексивная) технология. Они
помогают преподавателю
развивать общение, поведение, речь, мышление, эффективное внима-
ние, осознанную память, способствуют развитию у учащихся эмоцио-
нально-чувственных качеств, эстетического восприятия слова. По-
скольку эти технологии создают условия для самореализации и само-
выражения учащихся, они способствует развитию положительных
эмоций и, несомненно, обладают здоровьесберегающей функцией.
На раннем этапе обучения (младшие курсы) основным стимулом
для студентов является оценка, получаемая на экзамене. И все меро-
приятия, проводимые на занятиях, позволяют студенту наиболее
полно показать свои знания, умения и навыки в освоении данного
предмета, тем самым поднимая его самооценку и давая преподавате-
лю возможность более объективно оценить знания обучающегося.
На семинарах основное время занимают проработка начитанного
теоретического материала и применение теории для решения различ-
ных задач. Рассматриваются решения стандартных (наиболее типич-
ных) задач, но, наряду с этим, студентам, заинтересовавшимся и про-
явившим интерес к тому или иному разделу, предлагаются для реше-
ния задачи повышенной сложности. Сложность задач заключается не
столько в самом решении (имеется в виду применение математиче-
ского аппарата), сколько в выборе метода решения и подхода к нему.
Эти задачи выдаются студентам на дом, и на следующем занятии они
представляют решение на доске, после чего происходит коллектив-
ное обсуждение выбранного способа решения; в таких обсуждениях
принимает участие практически вся группа, возможность высказать
тот или иной взгляд на решение задачи имеет каждый.
Подобные коллективные обсуждения позволяют студентам, име-
ющим какие-либо сомнения или вопросы по данной теме, спокойно
их обсудить и прояснить для себя то, что им было непонятно. Такой
метод имеет неоспоримые преимущества.