И.Н. Пиотровская, Т.В. Попова
2
• интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и
взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать
друг друга.
Помимо этих характеристик, все современные технологии долж-
ны выполнять так называемую экологическую или здоровьесберега-
ющую функцию. Термин «здоровьесберегающие» можно рассматри-
вать как качественную характеристику любой образовательной тех-
нологии, ее «сертификат безопасности для здоровья» и совокупность
тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые,
дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделя-
ют их признаком здоровьесбережения.
Традиционная организация учебного процесса создает у студен-
тов стрессовые перегрузки. Это нарушает психофизиологические
процессы саморегуляции в организме и приводит к развитию психо-
соматических заболеваний. Работа преподавателя в рамках суще-
ствующей традиционной системы образования зачастую приводит к
появлению у учащихся проблем со здоровьем, из чего можно сделать
вывод о «здоровьезатратности» такого подхода.
Немалое значение имеет интенсификация образовательного про-
цесса. Увеличение содержательного объема дисциплин при неизмен-
ном или уменьшенном количестве аудиторных часов неизбежно при-
водит к увеличению времени, необходимого студенту для самостоя-
тельного изучения материала в домашних условиях, и, как следствие,
к переутомлению.
Переутомление создает предпосылки для психофизиологических
сдвигов в организме обучающихся. Возникает предрасположение к
появлению острых и хронических заболеваний в результате сниже-
ния иммунитета. Нарушения со стороны центральной нервной сис-
темы в виде различных невротических и астенических состояний
приводят к расстройствам внимания, памяти и многих других когни-
тивных процессов, что негативно влияет на успеваемость.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе лич-
ностно-ориентированного подхода, позволяющего научить взаимо-
действию в коллективе. Эти технологии должны обеспечить развитие
природных способностей человека, таких, как ум, нравственные и
эстетические чувства, потребность в деятельности, овладение опытом
общения с людьми, природой и искусством. В общеобразовательном
процессе необходимо:
• создать благоприятные условия обучения, без стрессов, с адек-
ватными методиками образования;
• рационально организовать учебный процесс в соответствии с
возрастными, гендерными, индивидуальными и гигиеническими тре-
бованиями, предъявляемыми к вузовскому образованию;
• обеспечить адекватность учебной и физической нагрузок воз-
растным и индивидуальным возможностям [2].