Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

И.Н. Пиотровская, Т.В. Попова

2

• интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и

взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать

друг друга.

Помимо этих характеристик, все современные технологии долж-

ны выполнять так называемую экологическую или здоровьесберега-

ющую функцию. Термин «здоровьесберегающие» можно рассматри-

вать как качественную характеристику любой образовательной тех-

нологии, ее «сертификат безопасности для здоровья» и совокупность

тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые,

дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделя-

ют их признаком здоровьесбережения.

Традиционная организация учебного процесса создает у студен-

тов стрессовые перегрузки. Это нарушает психофизиологические

процессы саморегуляции в организме и приводит к развитию психо-

соматических заболеваний. Работа преподавателя в рамках суще-

ствующей традиционной системы образования зачастую приводит к

появлению у учащихся проблем со здоровьем, из чего можно сделать

вывод о «здоровьезатратности» такого подхода.

Немалое значение имеет интенсификация образовательного про-

цесса. Увеличение содержательного объема дисциплин при неизмен-

ном или уменьшенном количестве аудиторных часов неизбежно при-

водит к увеличению времени, необходимого студенту для самостоя-

тельного изучения материала в домашних условиях, и, как следствие,

к переутомлению.

Переутомление создает предпосылки для психофизиологических

сдвигов в организме обучающихся. Возникает предрасположение к

появлению острых и хронических заболеваний в результате сниже-

ния иммунитета. Нарушения со стороны центральной нервной сис-

темы в виде различных невротических и астенических состояний

приводят к расстройствам внимания, памяти и многих других когни-

тивных процессов, что негативно влияет на успеваемость.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе лич-

ностно-ориентированного подхода, позволяющего научить взаимо-

действию в коллективе. Эти технологии должны обеспечить развитие

природных способностей человека, таких, как ум, нравственные и

эстетические чувства, потребность в деятельности, овладение опытом

общения с людьми, природой и искусством. В общеобразовательном

процессе необходимо:

• создать благоприятные условия обучения, без стрессов, с адек-

ватными методиками образования;

• рационально организовать учебный процесс в соответствии с

возрастными, гендерными, индивидуальными и гигиеническими тре-

бованиями, предъявляемыми к вузовскому образованию;

• обеспечить адекватность учебной и физической нагрузок воз-

растным и индивидуальным возможностям [2].