Previous Page  3 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 8 Next Page
Page Background

О здоровьесберегающей функции современных образовательных технологий

3

В современных условиях актуальность здоровьесбережения уча-

щихся всех возрастов не вызывает сомнений, поскольку большинство

современных студентов, поступающих в вуз, имеют ослабленное

здоровье. Такие выводы были сделаны по итогам медицинских

осмотров студентов первых курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана, прово-

дившихся в 2012–2013 гг.

По данным, представленным поликлиникой, доля студентов, рас-

пределенных в основную группу здоровья, составляет около 45 %, в

подготовительную и специальную — 38 % и 15 % соответственно,

освобождены от физических занятий до 2 % студентов. Можно сде-

лать вывод, что при таком состоянии здоровья обучающиеся имеют

больше проблем с усвоением материала и выполнением различного

рода заданий. У них быстро теряется концентрация внимания, появ-

ляется усталость и, как следствие, на занятиях (лекциях или семина-

рах) ухудшаются дисциплина и успеваемость.

Авторитарный метод обучения (который в вузе является наибо-

лее применимым), предполагающий доминантное положение препо-

давателя, в данной ситуации можно заменить на социально-интегри-

рованный или демократический, где поведение преподавателя менее

директивно, больше внимания обращается на положительные эмоции

и понимание учащимися материала. В этом случае студенты прояв-

ляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю моти-

вацию. Качество и оригинальность выполненной работы повышают-

ся пропорционально росту групповой сплоченности, взаимопомощи

и открытого дружелюбия во взаимоотношениях. В группах с демо-

кратическим преподаванием достигаются наилучшие результаты,

возникает дружественная атмосфера, наблюдается самая высокая по-

ложительная мотивация, учащиеся работают самостоятельно даже в

отсутствие преподавателя.

Практическое применение методов и технологий интерактивного

общения было осуществлено в курсах дисциплин «Основы оптики» и

«Информационные и измерительные голографические системы».

Дисциплина «Основы оптики» читается студентам 3-го курса два

семестра и состоит из лекций, семинарских занятий и лабораторных

работ.

При разработке конкретной дидактической задачи занятия и все-

го курса в целом обращалось особое внимание на следующие свой-

ства учебного материала дисциплины:

• трудность: материал достаточно емкий и сложный, так как

представление теоретического материала требует владения знаниями

и умениями как в области физики, так и высшей математики (содер-

жит большое количество формул и положений, которые на лекциях

даются с выводами);

• значимость: учитывая то, что дисциплина описывает все основ-

ные оптические явления, она служит основой для понимания практи-