О здоровьесберегающей функции современных образовательных технологий
3
В современных условиях актуальность здоровьесбережения уча-
щихся всех возрастов не вызывает сомнений, поскольку большинство
современных студентов, поступающих в вуз, имеют ослабленное
здоровье. Такие выводы были сделаны по итогам медицинских
осмотров студентов первых курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана, прово-
дившихся в 2012–2013 гг.
По данным, представленным поликлиникой, доля студентов, рас-
пределенных в основную группу здоровья, составляет около 45 %, в
подготовительную и специальную — 38 % и 15 % соответственно,
освобождены от физических занятий до 2 % студентов. Можно сде-
лать вывод, что при таком состоянии здоровья обучающиеся имеют
больше проблем с усвоением материала и выполнением различного
рода заданий. У них быстро теряется концентрация внимания, появ-
ляется усталость и, как следствие, на занятиях (лекциях или семина-
рах) ухудшаются дисциплина и успеваемость.
Авторитарный метод обучения (который в вузе является наибо-
лее применимым), предполагающий доминантное положение препо-
давателя, в данной ситуации можно заменить на социально-интегри-
рованный или демократический, где поведение преподавателя менее
директивно, больше внимания обращается на положительные эмоции
и понимание учащимися материала. В этом случае студенты прояв-
ляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю моти-
вацию. Качество и оригинальность выполненной работы повышают-
ся пропорционально росту групповой сплоченности, взаимопомощи
и открытого дружелюбия во взаимоотношениях. В группах с демо-
кратическим преподаванием достигаются наилучшие результаты,
возникает дружественная атмосфера, наблюдается самая высокая по-
ложительная мотивация, учащиеся работают самостоятельно даже в
отсутствие преподавателя.
Практическое применение методов и технологий интерактивного
общения было осуществлено в курсах дисциплин «Основы оптики» и
«Информационные и измерительные голографические системы».
Дисциплина «Основы оптики» читается студентам 3-го курса два
семестра и состоит из лекций, семинарских занятий и лабораторных
работ.
При разработке конкретной дидактической задачи занятия и все-
го курса в целом обращалось особое внимание на следующие свой-
ства учебного материала дисциплины:
• трудность: материал достаточно емкий и сложный, так как
представление теоретического материала требует владения знаниями
и умениями как в области физики, так и высшей математики (содер-
жит большое количество формул и положений, которые на лекциях
даются с выводами);
• значимость: учитывая то, что дисциплина описывает все основ-
ные оптические явления, она служит основой для понимания практи-