Previous Page  5 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 14 Next Page
Page Background

Об эффективных средствах познавательной активности студентов…

5

При систематизации материала, как и при классификации, речь

идет о группировке предметов и явлений, но уже не только по сход-

ству их основных признаков с такими же предметами целого класса,

но и с учетом выделения в этой группе более мелких подгрупп, ви-

дов, разрядов.

Л.И. Калинина считает, что научить студентов обобщать и аб-

страгироваться можно с помощью последовательной постановки во-

просов, направленных на выведение правила, понятия, закона на ос-

нове наблюдения одних и тех же фактов, явлений или зависимостей в

разных условиях и на разном содержании; глубокого анализа фактов;

выделения в каждом того, что является существенным для всех фак-

тов. Абстрагироваться, по мнению автора, — значит отвлечься от

всех других второстепенных обстоятельств, признаков сторон и за-

тем объединить предметы, действительно имеющие множество сход-

ных признаков — как основных, существенных, так и частных, слу-

чайных [6, с. 46].

Выработка умения конкретизации может быть осуществлена с

помощью вопросов преподавателя, направленных на анализ какого-

то частного случая и выделение таких признаков, которые соответ-

ствуют определенному правилу, понятию, закону.

Как мы видим, названные выше авторы признают большую роль

продуктивных вопросов в обучении. Однако необходимо заметить,

что резкую границу между продуктивными и репродуктивными во-

просами провести нельзя, так как это два взаимосвязанных типа

мышления, выделяемые психологами: воспроизводящее (репродук-

тивное) и творческое (продуктивное). Первый тип мышления харак-

теризуется тем, что человек получает готовые знания и воспроизво-

дит их в устной или письменной форме. При втором типе мышления

человек, не получая знаний в готовом виде, самостоятельно применя-

ет имеющиеся у него знания к решению новых познавательных и

практических задач. Важно найти правильное соотношение этих двух

типов мышления в учебном процессе.

Л.И. Калинина считает, что для активизации познавательной дея-

тельности учащихся, основным признаком которой является форми-

рование понятий о предмете, о наиболее существенных его сторонах,

репродуктивные и продуктивные вопросы должны применяться в

процессе обучения в сочетании, обусловленном двусторонним харак-

тером познавательной деятельности [6, с. 48]. Эта же мысль подчер-

кивается и в работе М.И. Махмутова «Организация проблемного

обучения в школе»: «Наши наблюдения за работой учителей показы-

вают, что на практике информационные и проблемные вопросы при-

меняются в сочетании, которое не бывает постоянным и учителем,

как правило, не регулируется. Искусство получения устной инфор-