1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

1

УДК 808.2

Об эффективных средствах познавательной

активности студентов на практических занятиях

по русскому языку

© Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Статья посвящена вопросам активизации познавательной деятельности студен-

тов на занятиях по русскому языку и культуре речи. Особое внимание уделяется

использованию педагогического диалога и моделирования для создания проблемных

ситуаций. Материал рассматривается на примере изучения наиболее сложных

тем по курсу русского языка. Статья адресована преподавателям и может быть

использована для повышения эффективности занятий по дисциплине «Русский

язык и культура речи».

Ключевые слова:

активизация, познавательная активность, педагогический

диалог, репродуктивные и продуктивные вопросы, наглядность, моделирование.

Профессиональная подготовка студентов должна быть направле-

на на приобретение ими знаний и навыков для анализа сложных си-

туаций и решения научно-практических проблем.

Преподавателю русского языка необходимо не только иметь со-

лидный багаж академических и специальных знаний, но и уметь ак-

тивизировать познавательную деятельность учащихся. Если студент

является пассивным участником образовательного процесса, то он

способен усвоить только ту информацию, которую ему предоставля-

ет в готовом виде преподаватель. «Не достигается в результате глав-

ная цель высшего профессионального образования — становление

зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к адек-

ватным шагам в профессиональной деятельности» [1, с. 9].

Что же входит в понятие «активизация познавательной деятель-

ности студентов» и какие методы преподавания русского языка в

вузе можно считать интерактивными? Анализ литературы по данно-

му вопросу позволил определить психолого-педагогический смысл

этого понятия, раскрыть, чем характеризуется активная познаватель-

ная деятельность, каковы способы ее стимулирования, психологиче-

ские условия проявления, а также вычленить пути, средства активи-

зации познавательной деятельности студентов I курса на занятиях по

русскому языку и культуре речи.

Т.В. Напольнова отмечает, что «понятие активизации познава-

тельной деятельности — психологическое, поскольку речь идет об

особенностях психической деятельности человека, а именно об осо-