Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова

2

бенностях его познавательной деятельности» [2, с. 6]. Однако иссле-

дованию этого вопроса посвящены работы не только ведущих психо-

логов, но и известных дидактиков и методистов.

Известно, что в психологии мышление понимается как процесс

отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и как

деятельность, протекающая в процессе анализа-синтеза. Отличитель-

ной особенностью этой деятельности является ее энергичный харак-

тер, поэтому познавательная активность означает, прежде всего, ин-

тенсивную аналитико-синтетическую деятельность студентов в про-

цессе овладения системой научных знаний.

Как показывает практика обучения, у студентов I курса преиму-

щественно тренируется репродуктивный тип мышления, что ведет к

снижению мотивационной стороны усвоения знаний, недостаточно-

му развитию творческой активности мышления.

В работах дидактиков Б.П. Есипова, Л.В. Занкова, Г.И. Щукиной

и др. активность определяется как один из важнейших дидактических

принципов, а активизация обучения — как главный путь повышения

эффективности педагогического процесса. При этом ведущей при-

знается интеллектуальная активность, а главной задачей активизации

— усиление, стимулирование умственной деятельности в целях по-

вышения качества знаний.

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, в качестве побудителя активной

познавательной деятельности всегда выступают проблема, вопрос,

задача, задание, вызывающие удивление или недоумение [3, с. 84].

Исходя из этого, побуждение студентов к познавательной активности

в процессе обучения должно быть в первую очередь связано с умени-

ем поставить перед ними вопрос, задачу или дать задание и научить

решать их.

Значительная часть ученых (Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявлен-

ский, Е.А. Кабанова-Меллер, М.Н. Шардаков, А.И. Раев, П.Я. Галь-

перин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) считает важнейшим путем

управления умственным развитием и активностью мышления уча-

щихся целенаправленное и систематическое формирование у них

приемов умственной деятельности. Последние определяются как

способ осуществления мыслительной деятельности (приемы аб-

стракции, обобщения, сравнения и т. д.), которые объективно могут

быть выражены в перечне действий.

Другим путем управления мыслительной деятельностью, по мне-

нию исследователей (Н.А. Менчинская, А.Н. Матюшкин, М.И. Ма-

хмутов, Т.В. Кудрявцев и др.), является проблемное обучение. Оно

основано на понимании мышления как процесса решения ряда иссле-

довательских задач и проблемных ситуаций. Для того чтобы усвое-

ние нового материала протекало активно, нужны психологические