Previous Page  10 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 14 Next Page
Page Background

Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова

10

самостоятельного нахождения ответа. Каким образом? В основном

путем использования учащимися ранее усвоенных знаний и приемов

умственного поиска для анализа условий (данных) и требований во-

проса, задания, задачи и с помощью самостоятельного выведения но-

вого правила.

Вследствие создания проблемной ситуации обнаруживается, что

студент не может объяснить новые факты используя имеющиеся зна-

ния или выполнить известное действие прежними знакомыми спосо-

бами и должен найти (открыть, усвоить) новые сведения о предмете,

способе или условиях выполнения действия. Нестандартные задания

в виде проблемных ситуаций вызывают у обучающихся желание

найти способ решения и в конечном счете провоцируют познаватель-

ную активность [5, с. 117].

Методически правильные способы создания проблемных ситуа-

ций могут быть найдены только в том случае, если преподавателю

известны общие закономерности их возникновения. В литературе по

проблемному обучению встречаются попытки сформулировать эти

закономерности в виде типов проблемных ситуаций.

Следует отметить, что множество весьма неоднородных дефи-

ниций проблемной ситуации вносит не только определенную труд-

ность в исследование и практическое внедрение проблемного обуче-

ния, но и свидетельствует о сложности самого понятия, необходимо-

сти дифференциации существующих дефиниций.

Так, некоторые авторы считают, что типы проблемных ситуаций

могут быть не только «дидактические», но и «частнометодические».

Например, Т.В. Напольнова полагает, что «проблемная ситуация, яв-

ляющаяся источником поиска в поисковых задачах в области русского

языка, имеет свои особые черты». Автор формулирует девять типов

проблемных ситуаций па материале русского языка. Например:

«1) противоречие между осознанием слова в целом и некоторых его

частей и неумением выявить в нем все морфемы, особенности их со-

четаний и изменения или знание отдельных морфем и неумение их

соотнести с целым словом, выявить их в его составе; 2) противоречие

между использованием слов в речевой практике и неумением выявить

их грамматическое значение и определить роль в речи» [13, с. 34].

Мы полагаем, что проблемная ситуация — психическая реакция

студента на появление противоречия — не может считаться частно-

методическим понятием. Объективное противоречие (например,

между новой информацией и прежними знаниями) может быть в ма-

териале по любому предмету, но интеллектуальное затруднение, ко-

торое оно вызывает, будет общим для всех предметов.

Однако выявление типов проблемных ситуаций по русскому язы-

ку важно для определения типологии познавательных задач. Цен-