Previous Page  9 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 14 Next Page
Page Background

Об эффективных средствах познавательной активности студентов…

9

Еще одним методическим условием активизации познавательной

деятельности студентов является последовательное введение на заня-

тиях элементов проблемно-развивающего обучения. Мы не будем

подробно останавливаться на соотнесении понятий проблемы, про-

блемных ситуаций, вопросов, задач и заданий, потому что этот во-

прос достаточно полно освещался в методической литературе. В дан-

ной статье покажем, какие элементы проблемного обучения можно

использовать на занятиях по русскому языку и культуре речи со сту-

дентами I курса.

В психолого-педагогических исследованиях закономерностей

процесса обучения (особенно в работах Д.Н. Богоявленского,

Н.А. Менчинской, В.А. Крутецкого, Т.В. Кудрявцева, В.В. Давыдова

и др.) было установлено, что усвоение представляет собой по основ-

ным закономерностям процесс решения новых задач, названных про-

блемными. При этом условия и закономерности процессов решения

задач были использованы для создания специальных методов обуче-

ния — развивающих.

Результаты этих исследований показали, что одним из главных

условий управления обучением и обеспечения развития мышления

является предварительная постановка заданий, вызывающих про-

блемные ситуации и активизирующих мыслительную деятельность

учащихся. Во многих случаях способы проблемного обучения рас-

сматривались как способы активизации мышления учащихся.

Психологические и психолого-педагогические исследования поз-

волили выделить основные типы проблемного обучения, определя-

емые степенью самостоятельности учащихся в постановке и решении

поставленных проблем (В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, С.Ф. Жуйков

и др.); наметили пути классификации проблемных ситуаций, основан-

ные на различных способах их создания и на некоторых психологиче-

ских особенностях заданий, вызывающих такие ситуации.

Психологической наукой установлено, что мышление активиру-

ется, когда человек сталкивается с проблемой. Поэтому основу про-

блемного обучения составляют систематически и преднамеренно со-

здаваемые преподавателем проблемные ситуации. Развитие учащего-

ся происходит в процессе его собственной деятельности. Эта

психологическая закономерность активной мыслительной (познава-

тельной) деятельности человека также лежит в основе проблемного

обучения.

Что же означает выражение «создание проблемной ситуации»?

Известно, что даже самый сложный вопрос не всегда вызывает ак-

тивную мыслительную деятельность студента. Все дело в том, что

вопрос преподавателя должен быть сложным настолько, чтобы вы-

звать затруднение у студентов, и в то же время быть посильным для