Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Об эффективных средствах познавательной активности студентов…

3

предпосылки для активной познавательной деятельности. Чрезвы-

чайно важно создавать проблемную ситуацию, т. е. познавательное

противоречие путем сопоставления неизвестного с элементами нового.

На наш взгляд, в современной высшей школе целесообразно со-

четать разные пути управления познавательной деятельностью сту-

дентов, т. е. проблемное обучение и формирование у студентов раци-

ональных приемов умственной деятельности. К методам же интерак-

тивного обучения в вузе можно отнести те, которые способствуют

вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки

знаний. Назовем его основные признаки: «принудительная» активи-

зация мышления и поведения, диалогичность общения; наличие об-

ратной связи; повышенная эмоциональность, рефлексия.

Мы считаем, что одним из наиболее эффективных путей активиза-

ции познавательной деятельности студентов является педагогический

диалог, который сочетает в себе три компонента: взаимное восприятие

и понимание его участниками друг друга (перцептивный аспект), об-

мен информацией (коммуникативный аспект), осуществление сов-

местной деятельности (интерактивный аспект). Обучение русскому

языку и культуре речи в вузе должно по возможности включать педа-

гогический диалог и строиться на следующих принципах.

1. Речевая направленность. Обучение должно осуществляться че-

рез общение, что означает практическую ориентацию занятия.

2. Функциональность. Общение должно быть интерактивным, что

предполагает организацию взаимодействия в деятельности.

3. Ролевая организация учебного процесса. Отбор и организация

материала должны быть на основе ситуаций и проблем общения, ко-

торые интересуют студентов.

4. Новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, пробле-

мы обсуждения, речевого партнера, условий общения) и форм заня-

тия, разнообразие приемов работы.

5. Личностная ориентация общения. Обучение предполагает учет

всех личностных характеристик студентов.

6. Коллективное взаимодействие, т. е. такая организация занятия,

при которой студенты активно общаются друг с другом и условием

успеха каждого являются успехи остальных.

Помимо педагогического диалога, можно выделить следующие

наиболее эффективные пути и средства активизации познавательной

деятельности студентов на занятиях по культуре речи и деловому

русскому языку: целенаправленное использование вопросов и зада-

ний преподавателя; применение в процессе обучения различных

средств наглядности и моделирования; последовательное введение

элементов проблемного обучения.