Background Image
Previous Page  8 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 15 Next Page
Page Background

М.М. Догужиева

8

рот», при посредстве которого можно «на невероятном расстоянии про-

читать самые маленькие буквы и перечислить пылинки и песчинки»,

благодаря которому «мальчик покажется как великан, человек — как

гора». Таким образом, он подошел к идее увеличительного стекла,

очков и подзорной трубы. (Достоверно известно, что первые очки

были изготовлены итальянскими мастерами в 1280–1290 гг.). Попыт-

ки Р. Бэкона привлечь внимание властей и мыслящих людей XIII в. к

научно-техническим проблемам выходят далеко за рамки схоластики

и средневекового мировоззрения в целом: достаточно вспомнить, что

даже такой неортодоксальный схоласт, как Пьер Абеляр (1079–1142),

в свое время считал достоинством свое полное незнание математики

и механики.

Об уникальной прозорливости Р. Бэкона свидетельствует знаме-

нитый отрывок из его небольшого «Послания о тайных действиях

искусства и природы и о ничтожестве магии», где описывается ряд

технических «чудес», «в коих нет ничего магического»: «Можно сде-

лать орудия плавания, идущие без гребцов, суда речные и морские,

плывущие при управлении одним человеком скорее, чем если бы

наполнены были людьми. Также могут быть сделаны колесницы без

коней, движущиеся с необыкновенной скоростью... Можно сделать

летательные аппараты: человек, сидящий в середине аппарата, с по-

мощью некоторой машины двигает крыльями наподобие птичьих.

А также инструмент очень малого размера, способный подымать

большую тяжесть... Можно сделать аппарат, чтобы ходить безопасно

по дну моря или рек» [1, с. 176].

Несмотря на столь поразительную способность предвидения,

Р. Бэкон оставался сыном своего времени: экспериментальный метод

переплетался у него с элементами мистики, научная трезвость — с

астрологическими и алхимическими фантазиями, описание техниче-

ских открытий — со сказками о духах и драконах. Богослов и мате-

матик, монах и алхимик, занимавшийся поисками философского

камня, он тратил все свои средства на физические эксперименты, жи-

вя на грани нищеты. Но средневековая философия, осуждая дерзкое

стремление человека постигнуть тайны божественного мироустрой-

ства, отрицательно относилась к экспериментальным методам изуче-

ния природы. Долгие 14 лет Р. Бэкона держали в монастырской

тюрьме именно за то, что он ставил самые разнообразные опыты, вы-

пытывая тем самым истину у природы «нечестивыми методами». Его

считали магом и чародеем, а результаты его действий — происками

дьявола. Такое отношение было вызвано представлением об экспери-

менте (опыте) как о пытке, которую человек устраивает природе, —

пытке, под которой она может дать любые требуемые от нее показа-

ния. Поэтому результат эксперимента никогда не раскрывает истины,