М.М. Догужиева
8
рот», при посредстве которого можно «на невероятном расстоянии про-
читать самые маленькие буквы и перечислить пылинки и песчинки»,
благодаря которому «мальчик покажется как великан, человек — как
гора». Таким образом, он подошел к идее увеличительного стекла,
очков и подзорной трубы. (Достоверно известно, что первые очки
были изготовлены итальянскими мастерами в 1280–1290 гг.). Попыт-
ки Р. Бэкона привлечь внимание властей и мыслящих людей XIII в. к
научно-техническим проблемам выходят далеко за рамки схоластики
и средневекового мировоззрения в целом: достаточно вспомнить, что
даже такой неортодоксальный схоласт, как Пьер Абеляр (1079–1142),
в свое время считал достоинством свое полное незнание математики
и механики.
Об уникальной прозорливости Р. Бэкона свидетельствует знаме-
нитый отрывок из его небольшого «Послания о тайных действиях
искусства и природы и о ничтожестве магии», где описывается ряд
технических «чудес», «в коих нет ничего магического»: «Можно сде-
лать орудия плавания, идущие без гребцов, суда речные и морские,
плывущие при управлении одним человеком скорее, чем если бы
наполнены были людьми. Также могут быть сделаны колесницы без
коней, движущиеся с необыкновенной скоростью... Можно сделать
летательные аппараты: человек, сидящий в середине аппарата, с по-
мощью некоторой машины двигает крыльями наподобие птичьих.
А также инструмент очень малого размера, способный подымать
большую тяжесть... Можно сделать аппарат, чтобы ходить безопасно
по дну моря или рек» [1, с. 176].
Несмотря на столь поразительную способность предвидения,
Р. Бэкон оставался сыном своего времени: экспериментальный метод
переплетался у него с элементами мистики, научная трезвость — с
астрологическими и алхимическими фантазиями, описание техниче-
ских открытий — со сказками о духах и драконах. Богослов и мате-
матик, монах и алхимик, занимавшийся поисками философского
камня, он тратил все свои средства на физические эксперименты, жи-
вя на грани нищеты. Но средневековая философия, осуждая дерзкое
стремление человека постигнуть тайны божественного мироустрой-
ства, отрицательно относилась к экспериментальным методам изуче-
ния природы. Долгие 14 лет Р. Бэкона держали в монастырской
тюрьме именно за то, что он ставил самые разнообразные опыты, вы-
пытывая тем самым истину у природы «нечестивыми методами». Его
считали магом и чародеем, а результаты его действий — происками
дьявола. Такое отношение было вызвано представлением об экспери-
менте (опыте) как о пытке, которую человек устраивает природе, —
пытке, под которой она может дать любые требуемые от нее показа-
ния. Поэтому результат эксперимента никогда не раскрывает истины,