М.М. Догужиева
4
слание к римлянам апостола Павла, 8:22) и царит неотвратимая
смерть. Человек, сотворенный «по образу и подобию Божьему»,
наделенный душой и разумом, ощущает мучительную несправедли-
вость природного порядка и стремится преодолеть его, вернуть поте-
рянный рай, вновь обрести бессмертие блаженной божественной
жизни. Бесчисленные попытки сбросить оковы природы (умерщвле-
ние плоти, подавление естественной чувственности и т. п.) весьма
характерны для Средних веков. Святые отшельники, аскеты, монахи
Средневековья, мужественно сражавшиеся со своей греховной пло-
тью, воплощали эту духовную традицию, которая жива и поныне.
Однако в большинстве своем средневековые мыслители видели в
природе не более чем декорации, подмостки, на которых разыгрыва-
ется драма человеческого бытия — борьба между Богом и дьяволом
за человеческую бессмертную душу. Бог являлся главным вне-
природным началом: теоцентричность христианского мировоззрения
пришла на смену античному космоцентризму.
Эпоха Средневековья сделала значительный шаг вперед по срав-
нению с умозрительной наукой античности: именно тогда началось
проникновение научных знаний в практическую деятельность чело-
века. Одной из ярких попыток прикладного изучения природы можно
считать алхимию. Возникнув на эллинистическом Востоке, она рас-
пространилась в Европе, несмотря преследования со стороны святой
инквизиции.
Существовало четыре направления алхимии: поиски эликсира
жизни, дающего вечную молодость; философского камня, способно-
го обращать вещества в золото; вечного двигателя; фарфора. Открыть
удалось только последний, да и то случайно.
Разумеется, наблюдая за природой, люди и до распространения
алхимии обладали огромными знаниями: в металлургии, керамике,
производстве стекла, получении красок, соли, изготовлении вина, пи-
ва, мыла, лекарств, выделке кож и т. д. Значение алхимии в том, что
она предвосхитила естественные науки, хотя в большой степени была
наполнена мистикой. Алхимики не просто совершали некое сакраль-
ное действие, используя заговоры, молитвы и т.д., но пытались полу-
чить искомые вещества или артефакты, следуя определенной методике
(рецепту), что и определило пути развития химии как науки.
Тем не менее переоценивать значение алхимии для развития
науки не следует: алхимические опыты были однообразными, повто-
рялись столетиями, научные открытия происходили скорее как ис-
ключение. Достижения алхимии зачастую преувеличивались. Так,
например, рецепт пороха знал в XIII в. Роджер Бэкон и применил его
в военных целях при артобстреле одной из испанских крепостей. Од-
нако изобретение его ошибочно приписывали жившему в XIV в. мо-