Background Image
Previous Page  4 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 15 Next Page
Page Background

М.М. Догужиева

4

слание к римлянам апостола Павла, 8:22) и царит неотвратимая

смерть. Человек, сотворенный «по образу и подобию Божьему»,

наделенный душой и разумом, ощущает мучительную несправедли-

вость природного порядка и стремится преодолеть его, вернуть поте-

рянный рай, вновь обрести бессмертие блаженной божественной

жизни. Бесчисленные попытки сбросить оковы природы (умерщвле-

ние плоти, подавление естественной чувственности и т. п.) весьма

характерны для Средних веков. Святые отшельники, аскеты, монахи

Средневековья, мужественно сражавшиеся со своей греховной пло-

тью, воплощали эту духовную традицию, которая жива и поныне.

Однако в большинстве своем средневековые мыслители видели в

природе не более чем декорации, подмостки, на которых разыгрыва-

ется драма человеческого бытия — борьба между Богом и дьяволом

за человеческую бессмертную душу. Бог являлся главным вне-

природным началом: теоцентричность христианского мировоззрения

пришла на смену античному космоцентризму.

Эпоха Средневековья сделала значительный шаг вперед по срав-

нению с умозрительной наукой античности: именно тогда началось

проникновение научных знаний в практическую деятельность чело-

века. Одной из ярких попыток прикладного изучения природы можно

считать алхимию. Возникнув на эллинистическом Востоке, она рас-

пространилась в Европе, несмотря преследования со стороны святой

инквизиции.

Существовало четыре направления алхимии: поиски эликсира

жизни, дающего вечную молодость; философского камня, способно-

го обращать вещества в золото; вечного двигателя; фарфора. Открыть

удалось только последний, да и то случайно.

Разумеется, наблюдая за природой, люди и до распространения

алхимии обладали огромными знаниями: в металлургии, керамике,

производстве стекла, получении красок, соли, изготовлении вина, пи-

ва, мыла, лекарств, выделке кож и т. д. Значение алхимии в том, что

она предвосхитила естественные науки, хотя в большой степени была

наполнена мистикой. Алхимики не просто совершали некое сакраль-

ное действие, используя заговоры, молитвы и т.д., но пытались полу-

чить искомые вещества или артефакты, следуя определенной методике

(рецепту), что и определило пути развития химии как науки.

Тем не менее переоценивать значение алхимии для развития

науки не следует: алхимические опыты были однообразными, повто-

рялись столетиями, научные открытия происходили скорее как ис-

ключение. Достижения алхимии зачастую преувеличивались. Так,

например, рецепт пороха знал в XIII в. Роджер Бэкон и применил его

в военных целях при артобстреле одной из испанских крепостей. Од-

нако изобретение его ошибочно приписывали жившему в XIV в. мо-