Наука и техника в социокультурном контексте Средневековья
3
Идеологической основой всей системы средневекового образова-
ния была схоластика (от греч. σχολή — школа), связывавшая бого-
словие и зачатки рационального, научного познания мира. Она была
призвана излагать, объяснять, доказывать и интерпретировать исти-
ны христианской веры с опорой на незыблемые авторитеты Библии
как Священного Писания и трудов Отцов церкви как Священного
Предания. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня:
сверхъестественное — полученное в «откровении» (Библия и ком-
ментарии к ней Отцов церкви), и естественное — добываемое чело-
веческим разумом (тексты Платона и Аристотеля с комментариями
позднеантичных и арабских философов). Схоластика, по сути, явля-
лась философствованием в рамках интерпретации текстов, и в этом
она была противопоставлена как новоевропейской науке с ее стрем-
лением познать истину с помощью опыта и анализа, так и мистике с
ее стремлением достичь истины в состоянии экстаза. Свод строго
фиксированных правил и предельная формализация античного
наследия позволили схоластике сохранить преемственность интел-
лектуальных навыков и необходимый понятийный аппарат. Структу-
ра схоластики оказалась благоприятной средой для логики, достиже-
ния схоластов в этой сфере, в частности, предвосхитили современ-
ную постановку многих вопросов математической логики.
Умозрительность, догматизм и авторитарность схоластики не спо-
собствовали развитию естественных наук, многие установки, диктуе-
мые религиозным мировоззрением, были прямо враждебны естество-
знанию. Для средневековой мысли познание природы фактически
означало познание Бога — ее творца. «Движение всей философии со-
стоит в том, чтобы через познание творения познать творца», — эти
слова принадлежат Роджеру Бэкону (1214–1292), «чудесному докто-
ру», достигшему поразительных для своего времени естественнонауч-
ных результатов. Поскольку полное и исчерпывающее познание Бога
силами слабого и конечного человеческого разума априори невозмож-
но, неизбежными оказывались ограничения, накладываемые на чело-
веческое познание природы. Цепи религиозных догм препятствовали
свободному движению мысли. Бесспорно, они сыграли колоссальную
тормозящую роль в развитии науки, во многом обусловив удручаю-
щую слабость средневекового естествознания. В начале Нового вре-
мени Фрэнсис Бэкон назвал теологическую физику посвященной Богу
девой, которая остается бесплодной; он считал, что плодотворной «де-
ва» сможет стать, лишь освободившись от теологии.
Христианский взгляд на природу отличается двойственностью: с
одной стороны, ее считают творением Бога и символом божественно-
го всемогущества, с другой — местом изгнания и наказания людей,
где «все пожирается всеми», «всякая тварь стенает и мучается» (По-