Наука и техника в социокультурном контексте Средневековья
9
а лишь подтверждает желаемый ответ. (Прозорливость инквизиторов
поражает: с ними согласились бы некоторые специалисты по фило-
софии науки ХХ века, считающие открываемые физикой микроча-
стицы порождением наших экспериментов...) Р. Бэкона выпустили из
тюрьмы в возрасте 78 лет — за два года до смерти. Преследуемый
почти всю жизнь, он успел сделать так много и настолько опередить
свою эпоху, что с полным правом его можно назвать провозвестни-
ком новоевропейского опытного естествознания.
Деятельность схоластов-естествоиспытателей могла иметь в
Средние века философское обоснование в известном учении о двой-
ственности истины, пришедшем в Европу с арабскими переводами
Аристотеля. Это учение было развито одним из самых вольнодумных
философов своего времени Сигером Брабантским (1240–1282). Раз-
деляя человеческое познание природы на две по сути независимые
сферы — научно-философскую и религиозную, — Сигер Брабант-
ский утверждал, что они имеют равные права на истину; стремясь
объяснять природу естественными причинами, он фактически вывел
ее из-под «божественной юрисдикции». В конечном счете именно это
направление средневековой философии явилось наиболее плодо-
творным, что и подтвердил впоследствии Ф. Бэкон.
В области методологии науки в Средние века было сделано сравни-
тельно немного, но заслуживает упоминания широко применяемый и в
настоящее время «принцип бритвы», или «скальпеля», предложенный
прославленным схоластом Уильямом Оккамом (1285–1349) — «един-
ственным и беспримерным доктором», активным политическим дея-
телем. «Бритва Оккама» была направлена против схоластического
способа объяснения того или иного явления путем приписывания ему
какой-либо субстанциальной формы или сущности («природы»,
«скрытого качества» и т.п.), которые можно было выдумывать без огра-
ничений. «Сущности не следует умножать без необходимости», — счи-
тал Оккам, призывая «отсекать острой бритвой необоснованные из-
быточные субстанциальные формы». Иными словами, «…Бесполезно
делать посредством многого то, что можно сделать посредством
меньшего». Современные науковеды трактуют этот принцип как тре-
бование сводить до минимума количество произвольных допущений
и предпосылок, принимаемых без доказательства.
В XIV в. вторым после Оксфордского университета центром
естественнонаучных исследований стал Парижский университет, где
работали такие видные схоласты, как Жан Буридан (1300–1360) и Ни-
кола Орем (1323–1382). Буридан дважды избирался ректором Париж-
ского университета: примечательно, что он практически не занимался
теологией, предпочитая ей логику и физику. В своих комментариях к
физическим и астрономическим работам Аристотеля он развивал гипо-