Background Image
Previous Page  9 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 15 Next Page
Page Background

Наука и техника в социокультурном контексте Средневековья

9

а лишь подтверждает желаемый ответ. (Прозорливость инквизиторов

поражает: с ними согласились бы некоторые специалисты по фило-

софии науки ХХ века, считающие открываемые физикой микроча-

стицы порождением наших экспериментов...) Р. Бэкона выпустили из

тюрьмы в возрасте 78 лет — за два года до смерти. Преследуемый

почти всю жизнь, он успел сделать так много и настолько опередить

свою эпоху, что с полным правом его можно назвать провозвестни-

ком новоевропейского опытного естествознания.

Деятельность схоластов-естествоиспытателей могла иметь в

Средние века философское обоснование в известном учении о двой-

ственности истины, пришедшем в Европу с арабскими переводами

Аристотеля. Это учение было развито одним из самых вольнодумных

философов своего времени Сигером Брабантским (1240–1282). Раз-

деляя человеческое познание природы на две по сути независимые

сферы — научно-философскую и религиозную, — Сигер Брабант-

ский утверждал, что они имеют равные права на истину; стремясь

объяснять природу естественными причинами, он фактически вывел

ее из-под «божественной юрисдикции». В конечном счете именно это

направление средневековой философии явилось наиболее плодо-

творным, что и подтвердил впоследствии Ф. Бэкон.

В области методологии науки в Средние века было сделано сравни-

тельно немного, но заслуживает упоминания широко применяемый и в

настоящее время «принцип бритвы», или «скальпеля», предложенный

прославленным схоластом Уильямом Оккамом (1285–1349) — «един-

ственным и беспримерным доктором», активным политическим дея-

телем. «Бритва Оккама» была направлена против схоластического

способа объяснения того или иного явления путем приписывания ему

какой-либо субстанциальной формы или сущности («природы»,

«скрытого качества» и т.п.), которые можно было выдумывать без огра-

ничений. «Сущности не следует умножать без необходимости», — счи-

тал Оккам, призывая «отсекать острой бритвой необоснованные из-

быточные субстанциальные формы». Иными словами, «…Бесполезно

делать посредством многого то, что можно сделать посредством

меньшего». Современные науковеды трактуют этот принцип как тре-

бование сводить до минимума количество произвольных допущений

и предпосылок, принимаемых без доказательства.

В XIV в. вторым после Оксфордского университета центром

естественнонаучных исследований стал Парижский университет, где

работали такие видные схоласты, как Жан Буридан (1300–1360) и Ни-

кола Орем (1323–1382). Буридан дважды избирался ректором Париж-

ского университета: примечательно, что он практически не занимался

теологией, предпочитая ей логику и физику. В своих комментариях к

физическим и астрономическим работам Аристотеля он развивал гипо-